Рубль слабеет во благо бюджету: назван главный парадокс обесценивания нацвалюты
«Бензин дорожает уже не по часам, а по секундам»
У нынешних интересных событий, связанных с рублем, нет никакой мистической подоплеки: дело тут вовсе не в августе. Да, это извечно проблемный для страны месяц, однако девальвация национальной валюты идет непрерывно 12 недель из последних 13, с начала года «деревянный» ослаб на 36%. И то, что сегодня курс зашкаливает за 95 за доллар – лишь очередное, уже бессчетное проявление дурной закономерности, которая в России устойчиво носит характер не столько трагедии, сколько фарса. По сути, слова тут излишни, поскольку реальность опровергает и обессмысливает любые заявления чиновников.
Тем не менее, в контексте происходящего стоит упомянуть одно из недавних высказываний Антона Силуанова. Министр заверил, что властям – наравне с гражданами и бизнесом - важна предсказуемость курса. «Вы скажете, что бюджету хорошо от слабого рубля, мы получаем больше дополнительных доходов. Да, это так, - заметил глава Минфина. – Но, с другой стороны, надо учитывать, что курс влияет на инфляцию. А контроль за уровнем инфляции – это приоритетный вопрос правительства и ЦБ, поскольку от нее прежде всего страдают самые незащищенные слои населения».
то ж, последний тезис главы Минфина бесспорен. Равно как то обстоятельство, что давно уже курс не был настолько предсказуемым в своем тренде на устойчивое и бесповоротное ослабление. Мало где в мире курсовая динамика национальных валют была хуже с начала года – только в Венесуэле, Сирии, Аргентине, Нигерии и Анголе. В целом за последние 10 лет – с момента перехода к режиму плавающего курса и так называемого таргетирования инфляции – российская валюта ослабла в 2,7 раза. И беда в том, что дешевый рубль опасен и токсичен именно для простого работяги, чья заработная плата в долларовом измерении падает. Сегодня разрыв между средней доналоговой зарплатой в США и России достигает примерно 6 раз не в пользу РФ – $920-940 против $6180. В декабре 2013-го он составлял 4,6 раза.
Что касается годовой инфляции, она явно ускоряетcя: за последнюю неделю июля потребительские цены выросли на 4,42% год к году, следует из данных Минэкономразвития. То есть, такова официальная статистика, к которой есть вопросы по части репрезентативности. В данном случае больше доверия вызывают подсчеты негосударственного исследовательского холдинга «Ромир»: согласно динамике индекса-дефлятора FMCG, с середины лета 2022 года товары повседневного спроса подорожали на 17%, а за период с июня 2021-го по июнь 2023-го – со 117% до 192%. Сегодня россияне оставляют в кассах магазинов на 50-70% больше денег, чем пару лет назад. При тех же или снизившихся доходах. Люди ощущают инфляцию предельно четко - через драматическое падение своей покупательной способности, как косвенное изъятие из карманов части материальных благ. «Еще два месяца назад курица в «Магните» стоила 120 рублей за килограмм, сейчас уже 170, но по зомбоящику нам рассказывают об инфляции в 4% всего; бензин растет в цене уже не часам даже, а по секундам», - интернет полнится подобными криками души.
Авторы: Георгий Степанов
Комментариев нет:
Отправить комментарий