Чем грозит убыль отечественному рынку трудоспособного населения
Россия вымирает. Процесс идет темпами, недоступными пока
никакому коронавирусу: сотни человек в день, тысячи в неделю, более 200
тысяч в год. Эту ситуацию президент сравнил с тяжелыми годами Великой
Отечественной войны. В итоге мы теряем население, включая экономически
активное. По этой причине при той же производительности труда
замедляется рост душевого ВВП и экономики в целом, уровня жизни.
Необъятную территорию страны с ее ресурсами, с миллионами гектаров
тайги, тундры, степей, арктической земли уже некому осваивать,
оберегать, поддерживать, развивать. Эта черная демографическая дыра не
только перечеркивает все надежды на социально-экономическое ускорение,
но и в отдаленной перспективе угрожает самому существованию России как
государства.
Количество и качество
Но это прогнозные цифры. Что касается официальных текущих
показателей, то они таковы. Ежегодно на тысячу человек населения умирает
12,4 человека. В среднем по России смертность превышает рождаемость в
1,2 раза, а в 26 регионах — в 1,5–2 раза. В каждом девятом субъекте РФ
ситуация близка к полноценной демографической катастрофе. За пределами
мегаполисов страна постепенно превращается в пустыню: с момента развала
СССР Мурманская область потеряла 34% жителей, Сахалинская — 31%,
Архангельская — 26%, Амурская — 24%, Кировская — 24%, Ивановская — 22%,
Тверская — 22%, Тамбовская — 21%, Костромская — 20%, Смоленская — 18%,
Владимирская — 16%. И дело не только в высоком уровне смертности. В
условиях отсутствия в глубинке должных жизненных и трудовых перспектив,
люди, прежде всего молодежь, стремятся перебраться в крупные города, и
этот процесс «злокачественной урбанизации» не идет на спад.
Соответственно, сокращается вся инфраструктура: школы, больницы,
предприятия, фермы. Работодатель видит, что рабочей силы нет, и
сворачивает производство. Один из наиболее очевидных результатов такого
неуклонного демографического «сжатия» — сверхконцентрация экономики и
доходов в Москве и городах-миллионниках, растущее экономическое
неравенство территорий.«Макроэкономические и демографические показатели находятся в неразрывной связке, — говорит профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Во-первых, вместе с ростом населения увеличивается и потребительский, платежеспособный спрос. Для внешних инвесторов, для компаний по всему миру это четкий сигнал: в такую страну можно вкладываться, размещать здесь свои производственные мощности, ее рынок перспективен. Во-вторых, чем больше численность трудоспособных граждан, тем больше их вклад в совокупный объем ВВП. Количественный дефицит кадров дает обратный эффект».
Следующий момент — качество демографии. По словам собеседника «МК», это прежде всего вопросы, связанные со здоровьем нации. Любые проблемы в этой сфере (растущая инвалидность, убыль трудоспособных граждан старших возрастов) автоматически выливаются в новые бюджетные траты на здравоохранение. В итоге деньги недополучает, к примеру, промышленность, без потенциала которой невозможно ускоренное развитие экономики. Кроме того, отмечает Сафонов, работники без проблем со здоровьем сокращают производственные потери и повышают производительность труда. Таким образом, демографическая политика властей должна включать в себя не только меры по стимулированию рождаемости. Страна кричаще нуждается в квалифицированных врачах и медсестрах, в качественном бесплатном медобслуживании, в оснащенных современной техникой больницах и поликлиниках. А наиболее пожилые россияне, чья доля неуклонно растет, — в дополнительной социальной опеке. Всем этим — наряду с созданием рабочих мест и прочих стимулов — надо заниматься, если мы хотим, чтобы население равномерно распределялось по регионам, перетекало туда, где требуется рабочая сила. А то, резюмирует Сафонов, получится как на Дальнем Востоке: инфраструктурные проекты есть, инвесторы готовы в них вкладываться, но работать некому.
Как подхлестнуть ВВП
«В ближайшие год-два нынешняя депопуляция не сильно отразится на
темпах роста ВВП, — рассуждает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»
Наталья Мильчакова. — Однако в более отдаленной перспективе влияние
этого фактора будет весьма заметно — через сокращение потребительских
расходов и производительности труда».Очевидно, отмечает эксперт, что в ближайшие пять лет наша страна не прирастет достаточным количеством трудоспособных граждан, давно начавшийся процесс старения населения, изменения его возрастной структуры не прервется. В противном случае динамика экономического развития могла бы быть как в Китае и Индии (5–6% в год). Темпы роста ВВП в значительной степени зависят от инвестиций в основной капитал, от того, как обстоят дела с национальными проектами, на которые сейчас возлагается масса надежд. Но отдача от их реализации в любом случае почувствуется не сразу: по прогнозу Всемирного банка, в 2020 году нацпроекты добавят к росту экономики лишь 0,1 процентного пункта.
Как пишет немецкая газета Die Welt в статье под заголовком «Эффект 90-х», самая значительная убыль населения России за 11 лет (2019 год) стала отголоском колоссального снижения рождаемости в первые годы после распада СССР. Тогда страну поразила настоящая демографическая катастрофа: из-за экономического спада молодые семьи заботились скорее о собственном выживании, продолжение рода в их планы не входило. Среднее количество детей сократилось тогда с 2,2 ребенка на одну женщину до 1,2 в 1999-м. Одновременно с этим стремительно выросла смертность, констатирует издание.
Рождаемость оставляла желать лучшего и в первой половине нулевых годов, напоминает профессор Алексей Зубец, еще один собеседник «МК», представляющий Финансовый университет при правительстве. Сегодня, отмечает аналитик, из детородного возраста уже постепенно уходит первое постсоветское поколение 90-х. По данным Росстата, самое большое количество детей рождается у женщин в возрасте от 27 до 35 лет. А поскольку таковых набирается очень немного (это признал в своем Послании и Владимир Путин), сегодня мы имеем явный демографический провал. Что касается значения для экономики, то ничего критического эксперт не видит. По его оценке, для поддержания основных экспортно ориентированных отраслей требуется не так много людей. Проблема бедности и социального неравенства неизмеримо актуальнее для России.
Принципиальным моментом Зубец считает снижение привлекательности России для внешних мигрантов (прежде всего из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины), за счет которых в последние годы удавалось затыкать кадровую дыру. Сейчас отечественный рынок труда покидают те из них, кто вышел из советской эпохи, для кого наша страна и русский язык были не пустым звуком. Им на смену заступает поколение, которое уже и по-русски говорит плохо, и Россию держит за чужую, а то и за враждебную страну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий