Глава ВТБ Андрей Костин хорошо начал, а потом затянул «старую песню о главном»
Валентин Катасонов
11 апреля мой день начался с того, что позвонили два журналиста с одной и той же просьбой: прокомментировать свежую (от 11 апреля) статью известного всем российского банкира — президента и председателя правления ВТБ Андрея Костина. Она называется «Три ответа на один вопрос — как вернуть деньги в экономику» и размещена на сайте РБК.
В первой половине статьи банкир формулирует приоритетные задачи, решение которых позволит, по его мнению, восстановить и укрепить отечественную экономику, а вместе с ней и российскую государственность. Во второй половине статьи мы находим предложения по изысканию необходимых ресурсов для решения приоритетных задач. Если попытаться лаконично оценить статью, то я бы сказал, что банкир начал за здравие (первая часть статьи), а кончил за упокой (вторая часть).
Итак, кратко воспроизведу основные положения первой части. Костин совершенно верно признает, что Россия уже более года находится в состоянии острого противостояния с коллективным Западом. И весьма трезво заключает, что это «надолго и всерьез»: «Противостояние — финансовое, экономическое, информационное, наконец, военное — ощутимо, масштабно и — будем откровенны — болезненно. Не надо строить иллюзий: ни завтра, ни через пять лет оно не закончится».
Конечно, в первой части есть некоторые формулировки, которые вызывают сомнения. Например: «В результате беспрецедентных санкций разрушены несущие элементы экономики, сложившейся в России за последние тридцать лет». Да нечего было уже разрушать к моменту начала открытого противостояния! «Несущие элементы экономики» систематически разрушались на протяжении всех предыдущих тридцати лет.
Или следующая фраза: «Многие казавшиеся незыблемыми „рыночные“ понятия и инструменты применительно к текущим российским реалиям утратили привычное содержание, требуют переосмысления и корректировки». Вероятно, «рыночные» понятия казались «незыблемыми» Андрею Леонидовичу, а здравомыслящим людям они с самого начала представлялись инструментом разрушения российской экономики; и привнесен был этот инструмент из арсенала «Вашингтонского консенсуса». И эти так называемые «рыночные» представления должны подвергнуться не «корректировке», а полной отмене.
А вот еще фраза: «Как и вся страна, российский бизнес столкнулся с волной ненависти, которой невозможно найти рациональное объяснение». Видимо, Андрей Леонидович плохо знает русскую историю. Так называемая «волна ненависти» — русофобия, которая имманентно присуща Западу со времен Александра Невского. Было бы неплохо признать наивность значительной части российской элиты (куда, видимо входит и сам Андрей Костин), которая полагала, что цивилизационное противостояние, длившееся много веков, наконец, после развала СССР закончилось раз и навсегда. С таким пониманием российской и мировой истории те бизнесмены, которые себя считают частью национальной элиты, могут и далее наломать немало дров.
Отправной точкой для дальнейших своих рассуждений Андрей Леонидович делает слова президента РФ Владимира Путина на недавнем съезде РСПП (16 марта). «Глава государства подчеркнул необходимость обеспечить новую модель роста, опирающегося на внутренние ресурсы», — констатирует Костин. Я тогда обратил внимание на слова Владимира Путина насчет «новой модели роста». Но ни на момент проведения съезда РСПП, ни на сегодняшний день никто толком не знал и не знает, что это за модель. Она нигде не анонсировалась и не представлялась.
На упомянутой встрече 16 марта президент просто перечислял некоторые срочные меры экономического характера, но в выступлении главы государства не было цельного представления новой модели. Равно как не было даже намека на то, что у России, наконец-то, появится своя стратегия экономического развития (ее на данный момент нет). Будем исходить из того, что новая модель (а, может быть, и стратегия) где-то готовится с соблюдением полной секретности. И мы о ней в один прекрасный день узнаем.
С учетом складывающейся на сегодняшний день ситуации в России и вокруг России Костин предлагает три приоритета в экономической политике государства:
«Во-первых, оперативное строительство новых логистических коридоров и транспортной инфраструктуры, прежде всего железнодорожной и портовой, на Восток и Юг…
Во-вторых, перезапуск целых отраслей промышленности на базе активного внедрения инновационных решений и импортозамещение высоких технологий.
В-третьих, укрепление обороноспособности нашей страны за счет развития сферы ВПК и успешная интеграция новых регионов".
Что ж, приоритеты жизненно необходимые. Особенно второй и третий. Надо полагать, что под «перезапуском целых отраслей промышленности» Андрей Леонидович имеет в виду новую индустриализацию.
Несколько настораживает первый приоритет. Видимо, речь идет о тех «логистических коридорах» и той «транспортной инфраструктуре», которая позволит переориентировать российский экспорт углеводородов с западного направления на новые направления, на поставки все той же нефти и газа «дружественным» государствам, находящимся на востоке и юге от России.
По моему мнению, приоритетным должно стать развитие внутреннего рынка, что позволит России укрепить свой суверенитет, который был крайне ослаблен «экономикой трубы». Нам нужны «логистические коридоры» и «транспортная инфраструктура» внутри страны, они должны укреплять крайне ослабшие связи между регионами России.
Перехожу ко второй части статьи, где Костин ставит вопрос о возможных источниках финансирования выше названных приоритетных задач. Андрей Леонидович называет три источника: «Где взять деньги? Три ответа на один вопрос: перезапуск приватизации; более смелое использование на цели развития финансовых резервов и государственного долга; перераспределение бюджетных средств в пользу трех вышеперечисленных приоритетов».
По третьему из названных источников вопросов нет. Зато предложения по первым двум вызывают удивление и даже возмущение. И прежде всего, потому что Андрей Леонидович аккуратно обошел даже упоминание о самом главном источнике. Он нем говорят все, даже люди, далекие от экономики и не компетентные в ее тонкостях. Это источник, который по своим размерам можно уподобить слону.
Не поверю, что Костин «слона не приметил». Приметил, но по каким-то причинам его даже не упоминает. Речь идет о гигантских суммах валюты, получаемой от экспорта все тех же углеводородов. Профицит баланса торговли товарами России (превышение экспорта над импортом) по итогам 2022 года, по данным Банка России, составил рекордную за всю историю государства сумму в 308 млрд долл. Для сравнения отмечу, что в 2021 году этот показатель равнялся 190,3 млрд долл., а в 2020 году — 93,4 млрд долл.
Полученная в прошлом году чистая валютная выручка от внешней торговли товарами (прежде всего, от экспорта углеводородов) эквивалентна 75% федеральных бюджетных расходов в прошлом году. Можно было за такие деньги запустить новую индустриализацию и построить сотни новых предприятий.
Какова же судьба чистой валютной выручки за прошлый год? По данным Банка России, иностранным инвесторам (нерезидентам) было выплачено дивидендов и процентов на сумму 76,4 млрд долл. А сумма, равная 226,8 млрд долл., в платежном балансе скромно обозначена как «чистое кредитование остального мира». Итак, в условиях противостояния с коллективным Западом Россия укрепляла не свою экономику, а экономику «остального мира». Если более подробно изучать статистику, то за вывеской «остального мира» скрывается все тот же «коллективный Запад». Более подробно вопрос изложен в моей статье «Профессор Катасонов: Каковы реальные масштабы ограбления России?»
Читателям предлагаю самим сформулировать версии странной слепоты банкира Костина, который в упор отказался видеть «слона».
«Перезапуск приватизации» — первое предложение банкира, для характеристики которого самым мягким словом будет «странное» (хотя просятся другие, более крепкие).
Читаем в статье: «Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность». Иначе как издевкой эти слова не назовешь. О бандитской приватизации 90-х годов даже президент РФ высказался жестко в своем обращении к Федеральному Собранию 21 февраля нынешнего года. Не только в народе, но и во властных структурах все громче звучат призывы к тому, чтобы подвергнуть пересмотру результаты приватизации Чубайса и вернуть предприятия в государственный сектор.
Сегодня в условиях необъявленной войны с Западом России необходима экономическая мобилизация. А она возможна лишь за счет укрепления государственного сектора, который у нас подвергался жесточайшей «оптимизации» и после чубайсовской приватизации. Подробнее на эту тему я распространяться не буду. Об этом можно прочитать в моей недавней статье «Профессор Катасонов: Национализация неизбежна».
Удивительные «плюсы» приватизации открывает нам банкир Костин: «укрепление основ рыночных механизмов; придание динамики дальнейшему развитию фондового рынка, что позволит компенсировать уход иностранных портфельных инвесторов и наполнить его ликвидностью; формирование новой генерации менеджеров — качественный управленческий ресурс всегда в дефиците».
Опять слышим мантры о «рыночной экономике» с ее чудодейственной «невидимой рукой» вместо укрепления позиций государства в экономике. Опять упование на фондовую биржу, которая на самом деле нужна спекулянтам, а не серьезным производственникам. Опять призыв к формированию касты менеджеров, которые для рыночных идолопоклонников важнее инженеров, конструкторов и технологов.
Про «более смелое использование… государственного долга» (второй источник), я вообще молчу. Выше я уже отметил, что Россия выступает гигантским донором мировой экономики. Еще раз повторю: «чистое кредитование остального мира» Российской Федерацией в прошлом году составило 226,8 млрд долл. А внешний государственный долг РФ на конец прошлого года равнялся 57,4 млрд долл.
Не проще ли покрыть одним махов досрочно этот долг из нашей валютной выручки? И про тему внешнего государственного долга забыть раз и навсегда. Призывы к наращиванию государственного долга при таком раскладе попахивают чем-то очень нехорошим.
Итак, банкир Костин начал за здравие, а кончил за упокой. Надеюсь, что его странные предложения по изысканию денег для российской экономики никогда не будут реализованы. Иначе будет конец и экономике, и России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий