Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

среда, 17 апреля 2019 г.

Правительство Медведева ждет налогов от людей с зарплатой в 12 тысяч

 О прогрессивной налоговой шкале олигархи, сидящие у власти, даже не хотят говорить
Сергей Аксенов
Материал комментируют:
Александр Шершуков   Андрей Песоцкий   Вера Ганзя
Правящий в России класс зубами вцепился в выгодную богатым систему налогообложения и не допускает даже дискуссии о ее возможном изменении. Об этом свидетельствует заочный спор между Федерацией независимых профсоюзов (ФНПР) и правительством РФ.

По информации «Известий», малоимущие работники — те, чья заплата составляет менее 13 тысяч рублей (власти даже не стыдятся признавать, что это очень распространенная в стране зарплата), могут получить налоговый вычет. То есть, по сути, будут освобождены от уплаты полной суммы подоходного налога (НДФЛ). Вопрос подлежит обсуждению на Трехсторонней комиссии.

Сейчас, согласно Трудовому кодексу, работодатель не имеет права начислять работнику зарплату ниже прожиточного минимума (ПМ), составляющего в среднем 11,3 тысячи рублей. Однако после уплаты НДФЛ от этой суммы на руках остается только 9,8 тысяч рублей — меньше ПМ.



Последовавшая после публикации в СМИ реакция власти удивляет своей «страусиной» позицией. В правительстве поспешили заявить, что не обсуждают вопрос отмены НДФЛ для малообеспеченных россиян. Более того, в план на ближайшие полгода этот вопрос даже не внесен.

 Кремль также дистанцировался от скользкой темы. По словам Дмитрия Пескова, «четкой, выработанной, сформулированной позиции» по этому вопросу там нет. И перевел стрелки на Белый дом: «Прошу вас адресовать вопрос в правительство». Круг замкнулся.

Между тем, речь не идет о досужих пожеланиях ФНПР. Вопрос внесен в генеральное соглашение между правительством, объединениями работодателей и профсоюзами на 2018−2020 годы. «Это четвертый абзац пункта 1.7 соглашения», — сообщил секретарь федерации Олег Соколов.

Последний аргумент профсоюзов — президент РФ. «Владимир Владимирович присутствовал при этом подписании, фотографии есть, где все руки жмут, так что все-таки надо помнить мероприятия, которые в Кремле проводятся», — укоряет правительство за забывчивость Соколов.

О причинах, по которой правительство не исполняет утвержденный план работы, можно только догадываться. Вероятно, там в принципе боятся этой темы. Ведь налоговый вычет малоимущим означает, по сути, освобождение их от НДФЛ, что де-факто меняет плоскую шкалу налогообложения.

Единая налоговая ставка для всех, от уборщицы с копеечной зарплатой до миллиардера-олигарха, рассматривается властью как достижение путинского периода правления и менять ее она не хочет. О желании продлить статус-кво до 2024 года публично заявляли и министр экономики Максим Орешкин, и премьер Дмитрий Медведев. И сам Путин. А ведь ранее руководитель департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Любовь Гончаренко рассказывала «СП», что именно через вычеты следует в будущем вводить «прогрессивность» налоговой шкалы.

«В случае с бедными гражданами налоговые вычеты и приведут к нулевому налогообложению. Если они будут на уровне минимальной оплаты труда, то эти низкооплачиваемые „уйдут“ из-под налогообложения, так как у них будет нулевая налоговая база.. Такая система за рубежом используется очень широко… Практически везде есть понятие „необлагаемый минимум“. У нас же он сейчас вообще убран из системы», — говорила советник правительства.

По мнению Гончаренко, это можно было делать, начиная с 2018 года. То есть после президентских выборов. Теперь же нам предлагают дождаться голосования 2024 года. Похоже, правительство просто оттягивает принятие решения, которое не по нутру тем, чьи интересы оно защищает.

По мнению секретаря ФНПР Александра Шершукова, правительство в своем стремлении сохранить налоговый статус-кво отстает от новых тенденций в среде своих же коллег — либеральных экономистов.

— Не очень понятно, почему шум вокруг этого вопроса поднялся только сейчас. Этот пункт — о налоговом вычете для малоимущих, продублирован еще из прошлого соглашения от 2017 года. Вот с того времени эта норма правительством и не выполняется.

 «СП»: — Как можно не выполнять то, что уже внесено в план работы?

— Мы подозреваем, что противником выступает финансово-экономический блок правительства. Но неявно. Публично они это не декларируют. То есть тему просто заматывают.

«СП»: — Видимо, правительство в принципе боится дискуссии об изменении налоговой системы. Они хотят сохранит статус-кво…

— Как не странно, но теперь это спорное предположение. Дело в том, что на недавно организованных ВШЭ научных слушаниях ее ректор Ярослав Кузьминов выступил с идеей введения прогрессивной шкалы налогообложения. Это достаточно интересное публичное изменение позиции представителей либерального крыла экономистов. До этого такого не было.

«СП»: — Действительно, неожиданно. Но от отдельных заявлений, до масштабной дискуссии, победы этой идеи и как следствие до практического ее воплощения дистанция может быть огромной…

— Я не сомневаюсь, что сейчас будет раскачка этой идеи в общественном сознании. Потому что это уже накипело. Запрос на социальную справедливость в обществе все выше. И, наконец, мы медленно приближаемся к думским выборам 2021 года.

«СП»: — Вернемся к вопросу о вычете. Есть предложения законодательно повысить МРОТ, который в обязательном порядке должен будет превышать прожиточный минимум на величину НДФЛ? Как вам такая мера?

— Мы сейчас говорим о том, что в качестве нижней планки зарплаты надо рассматривать уже не МРОТ, а минимальный потребительсткий бюджет. То есть цифру, в которой заложен не только минимальный набор продуктов, но и некий набор услуг, на которые имеет право рассчитывать человек.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что освобождение малоимущих от НДФЛ без дополнительных мер ударит по региональным бюджетам.

- Я являюсь членом Трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям. У нас там никаких обсуждений не было. В комитете Госдумы тоже.

«СП»: — О том и речь. По плану работы вопрос о вычетах малоимущим давно должен быть обсужден и решен, а правительство делает вид, что ничего такого нет. Каково ваше мнение о самой этой мере?

— Любое снижение налогов на малоимущих граждан мы безусловно поддерживаем. Но эта мера превратится в пыль, если ее не продолжить, не развить дальше. Ведь если мы уменьшим налоговую нагрузку на малоимущих, не повышая при этом налоговую нагрузку на граждан с высокими доходами, то это приведет к серьезным выпадающим доходам в регионах. Поскольку НДФЛ хотя и федеральный налог, но остается в регионах.

Мы сейчас и так имеем 161 полномочие в регионах, переданное регионам с федерального уровня и никак не обеспеченное финансами. Добавится еще одно полномочие, которое регионы будут вынуждены тащить на плечах своего бюджета. А для регионов сейчас и так есть огромный риск увеличения долговой нагрузки. Ведь их обманули с федеральным софинансированием нацпроектов. Обещали 98 процентов, а оказалось меньше. Так что это не вариант.

«СП»: — Каким по-вашему должен быть правильный государственный подход?

— Начав с освобождения от НДФЛ малоимущих надо продолжать эту тему. Она не может оборваться. Смотрите, что у нас происходит. Согласно исследованиям, всего 3 процента населения владеют 89 процентами финансовых активов нашей страны. Это жуткий коэффициент. Поэтому если не облагать дополнительным налогом этих людей. освобождение от выплат малоимущих теряет смысл. Хорошо, что люди почувствуют облегчение, но это будет за счет и без того бедных регионов.

«СП»: — Вообще-то, спор ведется вокруг крошек с барского стола. Таких зарплат — до 13 тысяч в стране просто не должно быть…

— Поэтому было бы лучше увеличить заработную плату до биологического прожиточного минимума — хотя бы до 25 тысяч рублей, и сделать прогрессивный подоходный налог. И мы решим много проблем.
Куда делись обещанные президентом 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест
«СП»: — Наверное, поэтому правительство и уклоняется от обсуждения темы — боятся прогрессивной шкалы, как огня…

— Конечно, правительство у нас обсуждает совсем другое. Например, индивидуальный пенсионный капитал на коллегии Минфина только что. Опять будут доставать деньги из карманов граждан. Кроме того, сейчас они вносят законопроект — третий этап амнистии капитала. То есть в стране все делается для олигархов, для банков.

Отметим, что доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий также видит необходимость введения налога на богатство.

— Отмена НДФЛ для малообеспеченных граждан — это по сути шаг к прогрессивной шкале налогооблажения, когда богатый платит больше, чем бедный. Это меры, которые давно в различных формах звучат в медийном пространстве, однако не доходят до практической реализации.

Здесь сказывается определенная рефлексия — широкие популистские шаги проходят в нашем государстве тяжело, ведь элита, которой нравится быть «плохими боярами», подсознательно или осознанно сопротивляется различным перераспределительным мерам — «вот здесь мы дадим слабину, а что они потом попросят?»

Парадоксальным образом прогрессивная шкала налогов была при позднем Ельцине, в «проклятые 90-е», а затем, при раннем Путине, ее отменили.

«СП»: — Что может помешать введению такой, казалось бы справедливой меры?

— Аргументация противников снижения налогов для бедных обычно заключается в том, что это стимулирует зарплаты в конвертах, «серые схемы», уход от налогов. Получается, что проблемы налогооблажения для государственной машины важнее жизни беднейших слоев населения, бюджет важнее человека, бюрократия выше судеб людей.

Понятно, что есть риск того, что работодатели активнее станут оформулять сотрудников на минимальные ставки и выдавать остальную часть зарплаты на руки, однако это не перечеркивает плюсов, к тому же многие малообепеченные люди работают в бюджетных учреждения или на государственных предприятиях, где с этим строго.

С другой стороны, хотелось бы видеть настоящий «налог на богатство», не в виде послаблений для бедных, а в виде удержания сверхдоходов из кошельков сильных мира сего. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий