Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

вторник, 2 февраля 2016 г.

Банк Японии поддерживает экономику Японии, а чью - Банк России?

Центробанк Японии резко смягчил денежно-кредитную политику

Рустем Фаляхов 30.01.2016,  

 
Банк Японии введет отрицательную процентную ставку – минус 0,1%, что призвано смягчить денежную политику и усилить экономический рост. Для глобальных инвесторов это станет стимулом для инвестиций в развивающиеся рынки и покупок рисковых активов, в том числе и российских. Однако в среднесрочной перспективе чрезмерное ослабление иены может поспособствовать началу нового раунда валютных войн, в частности и с Россией.
Центральный банк Японии принял решение о дальнейшем смягчении денежной политики. Регулятор объявил о намерении ввести с февраля отрицательную процентную ставку — минус 0,1% и при этом предупредил, что сокращение ставки до отрицательных значений может продолжиться, если это потребуется. Кроме этого, Центробанк заявил, что продолжит скупать государственные облигации, чтобы увеличить количество денег в экономике. Регулятор будет скупать госбумаги темпами, которые позволят увеличить количество денег в обращении ежегодно на 80 трлн иен ($654 млрд). Объем корпоративных облигаций в обращении будет поддерживаться на уровне 2,2–3,2 трлн иен.
Оба решения направлены на смягчение денежно-кредитной политики, конечная цель которой стимулирование экономического роста.
Центробанк оставил в силе свою оценку состояния экономики Японии, отметив, что она продолжает «умеренное восстановление».
В этом году правительство Японии прогнозирует рекордный рост ВВП. В номинальном выражении ВВП вырастет на 3,1% и достигнет 518,8 трлн иен ($4,3 трлн). Это рекордная отметка за последние 19 лет. В 1997 году ВВП составил 521 трлн иен.
Это решение ЦБ объяснил необходимостью достичь преодоления длящейся уже более 15 лет дефляции в японской экономике, которая ведет к свертыванию производства, сокращению инвестиций и уровня жизни населения.
Целевой ориентир по инфляции — 2%. Срок достижения этого ориентира регулятор сдвинул на 2017 год.
Аналогичные действия по смягчению своей денежной политики ЦБ предпринимал в декабре прошлого года в связи с замедлением экономического роста на фоне глобального кризиса и падения цен на нефть. На новостях о решение ЦБ японская иена упала к доллару до уровня 121 иена за доллар против 118,9–118,9 иены во время открытия торгов.
Индекс Nikkei, отражающий колебания курсов акций 225 ведущих компаний страны, прибавил почти 600 пунктов, до 17615,83 пункта (рост на 3,37%). До решения ЦБ индекс находился в отрицательной зоне.
За введение отрицательной ставки проголосовали пять членов совета директоров ЦБ, против были четверо, сообщили японские СМИ. Это свидетельствует о том, что решение не кажется однозначно эффективным даже самому регулятору. Некоторые из членов совета директоров решили, что эта мера не поможет побороть дефляцию.
Дефляция негативно отразилась на госдолге Японии. Госдолг вырос почти в 4 раза за 25 лет.
С 1993 года бюджет регулярно сводился с дефицитом из-за роста социальных расходов, что вынуждало правительство наращивать долг. Примерно четверть бюджета Японии идет на обслуживание госдолга.
Высокие соцрасходы в свою очередь являются следствием демографического кризиса. По оценке МВФ, к 2030 году отношение пенсионеров к трудоспособному населению увеличится до 57%. По данным министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, средняя продолжительность жизни японских мужчин — 80,5 года, женщин — 86,8. Более 26% населения старше 65 лет.
Эксперты ОЭСР высказывали сомнение в эффективности такой меры, как накачивание экономики деньгами со стороны ЦБ. Это лишь частично поможет Японии бороться с низкой инфляцией, мешающей экономике расти, отмечали эксперты. Сначала программа смягчения приносила результат, в начале 2014 года инфляция достигла 1,5%, но к началу 2015 года приблизилась к нулю из-за повышения налогов.
Накануне решения ЦБ правительство опубликовало статистические данные, согласно которым потребительские цены в декабре 2015 года выросли всего на 0,1% к аналогичному периоду прошлого года. То есть инфляция в стране почти не растет, денежная масса стагнирует, бизнесу не хватает оборотных средств, он не развивается, и на этом фоне безработица в Японии остается на довольно высоком уровне — 3,3%.
Снижение ставки до отрицательной величины ранее проводил Центробанк Швейцарии. В январе 2015 года он снизил учетную ставку с -0,25 до -0,75% и отказался от минимального курса национальной валюты по отношению к евро. Но за год франк все равно подорожал по отношению к евро. Укрепление франка обострило дефляционные риски. По данным федерального статистического управления Швейцарии, потребительские цены в стране в 2015 году упали на 1,1%. Пиковые значения были летом и осенью 2014 года, когда дефляция в Швейцарии была зафиксирована на уровне 1,4%.
В 2016 году дефляция в Швейцарии сохранится на уровне 0,5%. Выйти в инфляцию Швейцарии удастся, по прогнозам, лишь в 2017 году.
Банк Японии давно проводит стимулирующую политику, и пока она лишь помогала остановить откровенно негативные тенденции, наподобие раскручивания дефляции, однако запустить экономический рост снижением ставки по депозитам ниже нуля вряд ли получится, экономическим агентам нужны более серьезные драйверы, отмечает Наталия Шилова, замдиректора центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка.
«Экономика Японии не сможет слишком долго сопротивляться всему комплексу достаточно агрессивных стимулов, применяемых монетарными властями страны», — возражает Тимур Турлов, гендиректор «Фридом Финанс». Он считает, что задача разгона инфляции реализуема, стимулы дадут о себе знать на горизонте ближайшего года.
Для всех валют развивающихся рынков, в том числе рубля, такие решения мировых денежных властей, в том числе решение ЦБ Японии, безусловно позитивны, так как они сглаживают опасения инвесторов относительно замедления мирового роста и стимулируют покупать более рисковые активы на развивающихся рынках, считает Шилова. По ее мнению, для Банка России прекращение распродаж на мировых фондовых площадках и commodities крайне своевременно и даст шанс вернуться к понижению ставки, если ситуация действительно стабилизируется, а инвесторы убедятся в поддержке рынков со стороны мировых регуляторов.
Кроме того, такие синхронные действия подогревают ожидания того, что и ФРС не будет слишком «угнетать» рынки резким повышением ставки, а вернется к нему лишь после стабилизации ситуации.
Однако не все эксперты столь оптимистичны. Курс на ослабление валют в последнее время взяли сразу несколько государств, в том числе и Россия. Давление на иену может ощутимо усилиться, и мы рискуем увидеть очередной раунд «валютных войн» (действий стран по достижению низкого обменного курса для своей национальной валюты с целью увеличения собственных объемов экспорта. — «Газета. Ru»), предупреждает Турлов.

Банк России сохранил ставку на уровне 11%

 29.01.2016 
Совет директоров Банка России 29 января на первом заседании в 2016 г. принял решение оставить ключевую ставку без изменений на уровне 11,00% годовых, как и на предыдущих трех заседаниях 11 декабря, 30 октября и 11 сентября 2015 г. ЦБ отмечает риск роста инфляции выше ранее объявленного целевого показателя 4% в 2017 г. и признает, что базовый сценарий ДКП отличается от реальности.

До 11 сентября Банк России пять раз снижал ставку.

На предшествующем 11-му сентября заседании совет директоров Банка России 31 июля принял решение снизить ключевую ставку с 11,5% до 11%.

Банк России резко повысил ставку 16 декабря 2014 г. c 10,50% до 17,00% годовых из-за угроз продолжения неконтролируемой девальвации и инфляции.

С 30 января 2015 г. началось ее снижение с 17,00% до 15,00%, 13 марта - с 15,00% до 14,00%, 30 апреля - с 14,00% до 12,5% годовых, 15 июня - с 12,5% до 11,5%.

Заявление ЦБ о размере ставки.
Совет директоров Банка России 29 января 2016 г. принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11,00% годовых. На фоне новой волны снижения нефтяных цен месячные темпы роста потребительских цен стабилизировались на высоком уровне. Повысился риск ускорения инфляции. Ухудшение ситуации на мировых сырьевых рынках потребует дальнейшей адаптации российской экономики.

С учетом принятого решения Банк России прогнозирует снижение годовой инфляции до менее 7% в январе 2017 г. и до целевого уровня 4% к концу 2017 г. В случае усиления инфляционных рисков Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики.

За время, прошедшее с декабрьского заседания совета директоров Банка России, возросли риски для ценовой стабильности. Сохраняющийся избыток предложения на рынке нефти, замедление роста китайской экономики, а также повышение процентной ставки ФРС США привели к еще большему падению нефтяных цен. В свою очередь это вызвало ослабление национальных валют и снижение цен финансовых активов стран с формирующимися рынками, в том числе и России. В связи с возросшей волатильностью цен на нефть увеличилась амплитуда колебаний цен российских финансовых активов и курса рубля.

Произошедшее под влиянием падения нефтяных цен ослабление рубля оказывает проинфляционное давление и способствует росту инфляционных ожиданий, несмотря на замедление годовой инфляции. По оценкам Банка России, годовой темп прироста потребительских цен снизится с 12,9% в декабре 2015 г. до примерно 10% по итогам января 2016 г. Такое замедление годовой инфляции соответствует ранее сделанным прогнозам.

Банк России ожидает, что в I квартале 2016 г. потребительские цены увеличатся на 8-9% к соответствующему периоду предыдущего года. Существуют риски, что во II квартале 2016 г. годовая инфляция ускорится, в том числе из-за эффекта низкой базы. В дальнейшем снижение годового темпа прироста потребительских цен возобновится. Этому также должно способствовать снижение инфляционных ожиданий и денежно-кредитная политика Банка России. По прогнозу Банка России, с учетом принятого решения инфляция снизится до менее 7% в январе 2017 г. и до целевого уровня 4% в конце 2017 г.

Однако риски отклонения инфляции от цели в конце 2017 года возросли. При принятии решения по ключевой ставке учитывалась ситуация в экономике, где возросли риски продолжения экономического спада из-за снижения нефтяных цен. Также принимались во внимание факторы высокой долговой нагрузки российских компаний и учитывались процентные риски для банков и их заемщиков.

Цены на нефть в 2016-2017 гг., вероятно, окажутся ниже, чем предполагалось ранее в базовом сценарии. Плавающий курс будет частично компенсировать негативное влияние на экономику низких цен на энергоносители. Однако потребуется дальнейшая адаптация платежного баланса и экономики к понизившемуся уровню мировых цен на основные товары российского экспорта.

Как результат, в 2016 г. снижение ВВП будет более значительным, чем прогнозировалось ранее в базовом сценарии. Период дополнительной адаптации может занять несколько кварталов. Темп прироста ВВП выйдет в положительную область в 2017 г., но будет низким.

Однако, если цены на нефть останутся на низком уровне продолжительное время, то это приведет к еще большему увеличению инфляционных рисков и рисков для финансовой стабильности, а также к необходимости более масштабной адаптации экономики к новым условиям. Препятствовать замедлению роста потребительских цен может также длительное сохранение высоких инфляционных ожиданий. Для снижения рисков потребуется сбалансированная бюджетная политика на среднесрочную перспективу.

В случае усиления инфляционных рисков Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики.

Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 марта 2016 г. Время публикации пресс-релиза о решении совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени. 

Советник президента: биржевые спекулянты заработали на манипуляции курсом $50 млрд

02.02.2016 |  
За последние полтора года биржевые спекулянты заработали на манипуляции курсом нацвалюты $50 млрд, рассказал «Газете.Ru» советник президента Сергей Глазьев.
Он рассказал, что эти накопления не могут долго лежать, они должны быть инвестированы. По этой причине крупные спекулянты договорились о возврате к принятой ранее программе приватизации госактивов. Но пока некоторые из них говорят, что с приватизацией не стоит торопиться.

«Спекулянты говорят, что сначала надо провести санацию неэффективных компаний и банков с помощью бюджета, убрать убытки при помощи государства, иначе кто же купит госпакеты с такими дырами, а потом можно и в приватизации поучаствовать», — говорит Глазьев.
В связи с этим президент России Владимир Путин среди основных принципов новой волны приватизации назвал публичность, исключение госкредитов и офшоров. Глазьев отметил, что на таких принципах, если сравнивать с 1990-ми, приватизация в России еще не проводилась.
«Помнится, та приватизация проходила на основе инвестиционных конкурсов, но кто проверял потом, выполнены ли обязательства? Никто не отчитался, но в большинстве случаев инвестпланы выполнены не были. При этом собственность у новых владельцев никто не отобрал. Такого не должно повторится», — сказал он.
Если приватизацию действительно получится провести на названных президентом принципах, то она может быть эффективной, и опыт других стран, в частности Великобритании, это доказывает, подчеркнул советник президента.
Ранее сообщалось, что Владимир Путин обозначил ключевые условия приватизации госкомпаний.


Российские банки заработали в 2015 году 265 млрд рублей

За 11 месяцев российские банки получили 265 млрд руб. прибыли. Об этом сообщил зампред Центробанка Василий Поздышев. По его словам, позитивный финансовый результат с января по ноябрь показали более 500 кредитных организаций, в убытке остались 210. Тот факт, что банковский сектор сумел выйти на прибыль, можно считать достижением. Однако прогнозировать, какими будут финансовые показатели в отрасли в следующем году, сейчас сложно. Так считает заместитель председателя правления «Ланта-банка» Ирина Рысь.
«Наличие прибыли — это, конечно, позитивный результат. Здесь вопрос, насколько позитивный размер этой прибыли. Конечно, это определенным образом зависит от состояния экономики: мы видим, как она изменяется в сравнении с прошлым годом. И на сегодняшний день мы понимаем, что действительно экономика находится в том состоянии, в котором банки не могут зарабатывать столько же, сколько они зарабатывали. Сейчас сложно сказать, чего нам ожидать в следующем году. Если ЦБ даст некоторые послабления в части создания резервов, то мы можем говорить о том, что, наверное, банкам удастся четче развить свою деятельность и получить лучшие финансовые результаты», — отметила Рысь.
Поскольку в текущей экономической ситуации банки переживают нелегкие времена, их общий финансовый результат не так уж плох. Однако цифры, показанные некоторыми кредитными организациями, могут расходиться с действительностью. Такого мнения придерживается президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган.
«Я бы, честно говоря, очень осторожно относился к тем цифрам, которые банки показывают, я думаю, дело в том, что среди той прибыли просто банки показывают часть, потому что им некуда деваться. Чтобы их совсем не съел ЦБ, надо хоть какую-то прибыль показать. Сегодня банкам очень сложно выживать, но в целом картина выглядит не смертельно», — уверен Коган.
Реальная прибыль банков в два с лишним раза меньше, чем та, которая фигурирует в данных отчетности, полагает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
«Мы имеем сейчас статистику за девять месяцев по размеру подарков, полученных банками от собственников, от акционеров, например. Можно ожидать, что за 11 месяцев получено подарков где-то на 150 млрд руб. Мы видим, что большая часть прибыли получена просто в форме подарка — это или какие-то ценные бумаги, или недвижимость, и оценка их по рыночной стоимости, если таковая возможна, весьма и весьма сомнительна», — рассказал «Коммерсантъ FM» Осадчий.
По итогам 2014 года прибыль российских банков составила 589 млрд руб.
Андрей Загорский
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий