Силуанов против Кудрина: Кто быстрее пустит Россию на дно
Со своей стороны, присутствующий на мероприятии Кудрин назвал 1,3% роста экономики в следующим году «потолком». Он отметил, что заложенных в нацпроекты средств недостаточно, чтобы разогнать экономику до целевых 3%.
Но в ключевом пункте между учителем и учеником — Кудриным и Силуановым — расхождений нет: деньги от экспорта энергоносителей нужно складывать в кубышку, а не инвестировать в российскую экономику.
Так, Силуанов рассказал, что на Минфин оказывается давление из-за роста профицита и ФНБ. Ведомство упрекают: «Чего вы сидите на деньгах и не тратите?»
Но, как в очередной раз объяснил первый вице-премьер, именно кубышка — правильная стратегия в преддверии кризиса.
«В момент все быстро уйдет, если ухудшится ситуация по ценам на энергоносители. А это может быть. Как будет развиваться тема с ОПЕК? Со сланцевой добычей? И что, нам нужно отыгрывать назад, повышать налоги?» — сказал Силуанов.
Свой взгляд на ситуацию озвучил на Московском форуме и столичный мэр Сергей Собянин — призвал пересмотреть существующие подходы к оценке экономического роста.
«У нас экономика не труб, не нефти и газа и каких-то абстракций, а экономика человека. Современная экономика — экономика человека, мы должны мерить через человека. Мне кажется, что надо пересмотреть подходы вообще к тому, что происходит», — отметил он.
Главным критерием Собянин назвал человеческий капитал. Также, по его словам, «любой кризис — это внутреннее содержание человека». «Человек либо верит в развитие страны и экономики, либо не верит. Если не верит — значит, это кризис. Если верит — значит, кризиса нет. Кризис в головах», — философски заключил Собянин.
Чертовски трудно спорить, что главное в современной экономике — человеческий капитал. И что только путем его приумножения можно вытащить Россию из нынешнего болота. Вот только такой путь предполагает коренную перестройку социальной политики — то, против чего де-факто выступает и сам Собянин, и «Единая Россия», и ключевые министры правительства.
Именно поэтому на образование и здравоохранение в нашей стране тратятся жалкие крохи — 4,7% и 3,7% всех расходов бюджета соответственно. Зато растут ассигнования на содержание силовиков по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», и расходы на содержание 5-миллионного аппарата чиновников, численность которого уже превысила масштабы СССР. Плюс растут расходы на пропаганду — летом стало известно, что «Первый канал» получить дополнительно 3,413 млрд. рублей из бюджета — на промывку мозгов населения.
На деле, Кремль упустил шанс развить экономику в «жирные нулевые», когда бюджет распухал от нефтегазовых доходов. А теперь — поздно. Поэтому Силуанов может сколько угодно спорить с Кудриным о долях процентов в прогнозах, а Собянин — рассуждать о человеческом капитале: в рамках действующей системы власти это ничего не изменит.
Между тем, тучи на горизонте сгущаются. Ведущие аналитики едины во мнении, что впереди мир ждет жесточайший глобальный кризис. И если не принять экстренных мер, Россия выйдет из него весьма потрепанной.
— Споры о темпах роста РФ скоро закончатся сами собой — ухудшение ситуации в мировой экономике станет настолько явными, что будет не до споров, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — В момент серьезного катаклизма вся обстановка изменится, и этот момент не за горами. Другое дело, при нынешнем курсе — без кардинального изменения структуры экономики, в частности, финансовой системы — Кудрин прав: больше 1% роста из экономики РФ не выжать.
При этом, сейчас наша экономика находится еще в неплохом положении. На мировом рынке энергоносителей хорошая конъюнктура, Россия нисколько не ограничена в экспорте, плюс в стране наблюдается бум потребительского кредитования — люди у нас живут в долг.
Но никаких резервов роста в нынешнем варианте не просматривается. Кудрин правильно говорит: национальные проекты не окажут практического никакого влияние на ускорение экономики.
Даже самые отчаянные оптимисты считают: при полном исполнении нацпроектов ВВП России прибавит всего 0,5%. Национальные проекты вышли из федеральных целевых программ, и де-факто финансируются на деньги бюджета. Никаких новых денег в нацпроектах нет, и странно было бы надеяться, что от переименования целевых программ в нацпроекты появится экономический рост.
Комментариев нет:
Отправить комментарий