Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

четверг, 22 августа 2024 г.

Обожатели и продолжатели столыпинских реформ

 

Памятник Петру Столыпину открылся в центре Екатеринбурга

Торжественная церемония открытия памятника главе совета министров Российской империи начала XX века Петру Столыпину состоялась в пятницу, 16 августа, на площади перед зданием Уральского государственного экономического университета (улица 8 марта, 62).

 

 Актуальный архив

Правительство чествует Петра Столыпина, как непревзойденного реформатора, с которого надо брать пример, и даже готовится к проведению мероприятий, посвященных столетию реформ Столыпина. Как заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, многие идеи этого реформатора остаются, актуальны и используются нынешним правительством - например, при реализации нацпроекта в сфере сельского хозяйства.

По словам того же Дмитрия Медведева, сейчас перед Россией стоят задачи, во многом схожие с теми, с которыми пришлось столкнуться правительству сто лет назад. "Столыпин сумел предложить и реализовать целостную программу модернизации нашего государства. Прежде всего, известна его аграрная реформа, но это было не все. Речь шла и о перестройке промышленности, о перевооружении армии, об укреплении Российского государства в целом"

По мнению премьер-министра, "главное, что показали столыпинские реформы, это то, каким огромным созидательным потенциалом обладает народ России, ведь ставка при их проведении была сделана в первую очередь на тех, кто хочет трудиться, на тех, кто обладает инициативой и предприимчивостью".

Но не только у Дмитрия Медведева вызывает восхищение Петр Столыпин и его реформы. Им восторгается и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, который поведал, что нашей стране только в 2002 году удалось повторить те рекордные показатели по экспорту зерна, которые были зафиксированы в 1912 году благодаря аграрной реформе Столыпина. "Исторические параллели между реформами Столыпина и национальными проектами очевидны", - считает Гордеев.

В чем же истинная причина такого кардинального поворота власти, от осуждения к обожанию Петра Столыпина и проводимых им реформ? Но, не будем забегать вперед, а разберемся по порядку, начиная со времен самого Столыпина.

Столыпин возглавлял правительство с 1906 года по 1911 г. Его карьера мало, чем отличается от карьеры какого-либо иного чиновника царского правительства. Университет, служба в министерстве государственных имуществ, (и в современной России многие чиновники начинали свои успешные карьеры со службы в госимуществе) уездный предводитель дворянства, губернаторство в Саратовской губернии, где он отличился репрессиями против доведенных до отчаяния крестьян, устраивая порки, разгоны демонстраций и проводя аресты, министр внутренних дел, председатель Совета министров.

 В наследство от отца ему досталось имение Колноберже, рядом с Каунасом, которое Аркадий Дмитриевич Столыпин выиграл в карты, и которое многие годы оставалось основным местом жительства семьи Петра Столыпина.

На посту министра внутренних дел Столыпин пошел еще дальше и инициировал указ о военно-полевых судах, которые решали дела «мятежников», взбунтовавшихся крестьян, приговоры по которым исполнялись в течение 24 часов. Казни крестьян продолжались даже после того, как II Дума отклонила указ о военно-полевых судах, поскольку продолжали действовать военно-окружные суды.

 Введение Столыпиным военно-полевых судов вызвало возмущение не только социал-демократов, но и всей либеральной части общества. Член кадетской партии Федор Родичев, обличая Столыпина, назвал веревки на шеях повешенных «столыпинским галстуком». Но и это не смутило Столыпина. «Сначала успокоение - потом реформы», - такую стратегию проводил Столыпин. Единственно верный способ успокоение крестьян Столыпин видел в широком применении репрессий, в военно-полевых судах, в демонстративных казнях. Этот реформатор проповедовал Мальтузианскую теорию на российский манер: сначала повесим, а потом, для тех, кто останется, улучшим жизнь.

По подсчетам исследователей, только за восемь месяцев (с августа 1906 г. по апрель 1907 г.) военно-полевые суды вынесли 1100 смертных приговора. Писатель Владимир Короленко отмечал, что в период деятельности Столыпина «казни стали бытовым явлением».

 Правление Столыпина, на посту главы правительства, пришлось на период после революционных реформ. Сами по себе реформы являлись побочным результатом русской буржуазной революции 1905 года, а не плодом «гениального» прозрения Столыпина, когда царской монархии и всему помещичьему правительству стало ясно, что без реформирования земельных отношений, без устранения феодальных повинностей и крестьянской кабалы, без реформирования государства, власть не удержать.

 Развитие капитализма, в аграрных отношениях, сдерживалось старыми феодальными отношениями, средневековым надельным землевладением и общинными отношениями. Сословная община, прикрепление крестьян к земле, наличие огромных помещичьих владений, наряду, с мизерными наделами крестьян, никак не способствовало подъему товарного производства, не отвечала требованиям капиталистических способов ведения хозяйства. Обнищание и обезземеливания крестьянства, в результате беспощадной эксплуатации со стороны помещика и чиновника, вызывало бурю протеста, подстегивая все новые и новые крестьянские бунты, с требованиями раздела помещичьих земель.

Опасаясь самовольного захвата помещичьих землевладений крестьянами, правительство Столыпина и решило провести аграрную реформу, переселив часть крестьян в отдаленные районы России, часть - наделив выкупными землями, и, тем самым, сбить революционную волну. Но, Столыпин, вкупе с Романовыми и другими крупными землевладельцами, стремились провести аграрную реформу не в интересах миллионов крестьян, а в интересах 30 000 помещиков, владеющих 70 млн. десятин земли. Крестьяне боролись против помещичьего землевладения, а их, по плану Столыпина, загнали в дальние и необжитые окраины и в финансовую кабалу. Помещики получили от государства огромные суммы выкупных, это видимо и есть, по мнению Медведева те, кто хотел трудиться, кто обладал инициативой и предприимчивостью, а крестьяне - песочек, дальние необжитые окраины России и огромные долги. Вот результат хваленых аграрных столыпинских реформ.

Аграрный вопрос, остро стоявший в период революции 1905 года, благодаря столыпинским реформам разрешился в пользу крупных помещичьих землевладений, а не в пользу крестьян, что и привело к невиданному голоду в 1911 году 30 миллионов нищих и задавленных земледельцев. Помещики экспортировали зерно, а крестьяне питались падалью и зольно-навозным хлебом, который демонстрировали на одном из заседаний Государственной думы.

Помимо аграрной реформы Столыпин поучаствовал и в третьеиюньском государственном перевороте, что, видимо, Дмитрий Медведев и называет укреплением Российского государства в целом.

3 июня 1907 года был издан манифест о роспуске Думы и изменении Положения о выборах, подготовленное правительством Столыпина, которое уменьшало представительство от крестьян и рабочих. Не нравились ему депутаты от крестьян и рабочих, которые стремились защищать интересы своих избирателей. Сами составители Положения о выборах называли эту реформу избирательного закона «бесстыжим». Но, царь, выслушав доклад Столыпина о реформе избирательного закона, одобрил его, и, улыбнувшись, сказал: «Я тоже за бесстыжую».

В результате этого государственного переворота III Дума стала более реакционной и более послушной в руках Романовых и Столыпина, что и позволило проводить аграрную реформу в интересах помещиков, получивших полное право на разграбление крестьян.

Возвращаясь к дням сегодняшним, можно действительно отметить сходство проводимых реформ с реформами Столыпина. Во-первых, такое же бесстыжее урезание избирательных прав народа, а, во-вторых, проведение приватизации государственной собственности в интересах партийно-хозяйственной номенклатуры, современных помещиков.

Если же сравнивать реформы Столыпина и современные преобразования последних пятнадцати лет по содержанию, то столыпинские реформы выглядят куда предпочтительней. Столыпин ломал феодальные ограничения, расчищал путь капиталистическому способу хозяйствования, и в этом была их прогрессивность. Наши же реформаторы, сплошь реакционеры, так как двинулись от развитого монопольного капитала (монополия, поставленная на службу народу – это и есть социализм), к дикому и необузданному капитализму, и тем самым вытащили наружу все пороки капиталистического хозяйствования, не создав ничего положительного.

 

Виталий Глухов

Комментариев нет:

Отправить комментарий