АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
С ходу зададим вопрос на засыпку: в какую историческую эпоху живёт современное население России?
Ответы могут быть разными: в постсоветскую, в период распадающейся глобалистской системы, в эпоху СВО. А ещё можно с полным основанием ответить, что Россия одновременно с вышеназванным живёт в эпоху перманентной пенсионной реформы, официально стартовавшей в 2019 году и рассчитанной до 2028-го включительно.
То есть страна находится примерно в середине пути к обещанному рядом представителей государства "светлому" будущему для пенсионеров. Вот только уже становится очевидно, что реформа либо зашла в тупик, либо изначально следовала по неверному маршруту. И это отнюдь не теоретические рассуждения об абстрактных понятиях: многие граждане России на пенсию могут уже и не рассчитывать...
Изменения назрели, но...
Как напомнил в эфире программы "Царьград. Главное" экономический обозреватель "Первого русского" Юрий Пронько, несколько лет назад пенсионная реформа была запущена под девизом обеспечения гражданам нашей страны достойной старости. Однако позитивные обещания так и остались словами, а вот реальный размер пенсий постепенно сокращается, указывает Пронько:
Я хорошо помню, как [министр финансов] Силуанов вместе с другими соавторами так называемой пенсионной реформы доказывали, в том числе и в моих программах, необходимость реформы. А в итоге мы достигли того, что соотношение средней зарплаты к средней пенсии [коэффициент замещения] уменьшилось.
С одной стороны, эксперты указывают на то, что в XXI веке подход к пенсионному обеспечению нуждается в изменениях. Экономист Максим Чирков обращает внимание:
В связи с демографическими сложностями, с периодами низкой рождаемости меньшее количество работающих людей вынуждено содержать большее количество пенсионеров. К тому же растёт продолжительность жизни в России, увеличивается число пенсионеров. Такие новые условия и приводят к необходимости корректировать пенсионную систему.
Хотели как лучше, а получилось как всегда?
С другой же стороны, изменения коэффициента замещения показывают нерадостную тенденцию: если к началу реформы среднее соотношение пенсии к зарплате составляло 34%, то в наши дни этот показатель равняется 24%. Не совсем похоже на улучшение благосостояния пенсионеров, которые стали жить хуже по сравнению с активной частью населения...
Да и проблемы с наполняемостью Пенсионного фонда стали уже притчей во языцех и благоприятной почвой для разного рода коррупционных схем. По словам доктора экономических наук профессора Валентина Катасонова, в Пенсионном фонде дефицит средств, который компенсировался за счёт заёмных денег и в любой момент может обанкротиться, оставив пенсионеров ни с чем.
Сложную ситуацию подтвердил в эфире Царьграда депутат Государственной Думы экономист Михаил Делягин, указав при этом на один из главных факторов:
В Пенсионном фонде у нас дыра оттого, что чем человек беднее, тем больше с него берёт государство. Совокупная налоговая нагрузка - Фонд оплаты труда и подоходный налог - составляет 39%. Если я делаю индивидуальное предприятие - то 6% с копейками. Налоговая нагрузка по факту перераспределена на людей бедных. Соответственно, они выдавлены в теневую сферу экономики и налоги не платят - а это 30% рабочей силы.
Основа пенсионной системы - надежда на лучшее?
Но запутанность деятельности Пенсионного фонда, открывающая простор для коррупции, и игнорирование государством проблемы неравномерного налогового бремени - это лишь полбеды.
Ситуация осложняется вплоть до патового, безвыходного положения тем, что государство не видит (во всяком случае, не предлагает) позитивного стратегического решения пенсионной проблемы.
В настоящее время основные расходы на пенсионную систему пытаются обеспечить за счёт так называемой распределительной системы (другое название - "система солидарных поколений"). Её суть в том, чтобы деньги на выплаты нынешним пенсионерам брать у тех, кто сегодня работает: из их доходов и формируется соответствующая статья бюджета.
Предполагается, что находящиеся сегодня в активном рабочем возрасте люди верят в лучшее и в надёжность обещаний государства, не вкладывают зарабатываемые деньги в собственное благополучие, а обеспечивают нынешних пенсионеров. И, соответственно, надеются на то, что когда они в положенный срок (который, кстати, ещё точно неизвестен) сами выйдут на пенсию, следующее поколение граждан России будет из собственного кармана обеспечивать уже их пенсионные выплаты.
Математика не сходится
В теории всё звучит вроде бы стройно, да и название весьма благообразное: "система солидарных поколений". Но глядя на неуклонное падение численности населения России - при увеличении доли людей пенсионного возраста - возникает закономерный вопрос. Если с течением времени (и чем дальше, тем быстрее) число работающих людей будет сокращаться, а количество пенсионеров расти, то откуда в этой системе сообщающихся финансовых сосудов будут появляться деньги?
И эти факты, связанные с русской демографической катастрофой, уже не отдалённая перспектива, а трагическая реальность, с которой столкнулись нынешние пенсионеры.
По словам экономиста Антона Любича, сегодняшним старикам государству всё-таки придётся платить в рамках распределительной системы, ведь за предыдущие 30 лет господства либеральных нарративов в государственной экономической политике для них банально не накопили соответствующего капитала.
Отсюда, надо полагать, и столь упорная борьба реформаторов с накопительной частью пенсии.

Комментариев нет:
Отправить комментарий