Борьба с людоедом, или Кого страшит дефляция?
18 Января 2014 |
В самом деле, если подходить к вопросу не с потребительских позиций, а копнуть, так сказать, глубже, то высветится довольно любопытная картина.
Для начала коротко определим, что же все-таки представляет собой инфляция. Инфляция (от латинского inflatio – вздутие) – повышение общего уровня цен на товары и услуги. Очевидно, что при инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за такой-то период покупательная способность денег снизилась (деньги обесценились, так как утратили часть своей реальной стоимости). Положа руку на сердце, кто из нас, простых смертных, скажет, что это хорошо? Однако, поблуждав по извилистым коридорам современной экономической науки, всякий пытливый ум вдруг обнаружит, что черное – не совсем черное, а ясное и, на первый взгляд, понятное становится донельзя запутанным и труднообъяснимым.
Теперь об обратной стороне монеты. В трактовке нынешних экономистов дефляция (от лат. deflatio – сдувание) – повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. Как утверждает всезнающая Википедия, «в современных условиях дефляция свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Из-за падения цен экономические агенты могут снижать объемы инвестиций, чтобы через некоторое время (порядка нескольких лет) разместить средства более выгодно (купить ресурсы дешевле в результате снижения цен). Это приводит к дополнительному падению спроса, что еще больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объемов производства».
Вот эта самая, казалось бы, «положительная» вещь, когда деньги крепчают, а цены падают, больше всего пугает «продвинутых» экономистов. О том, что угроза дефляции является одним из факторов риска для мировой экономики, на днях в ходе пресс-конференции в Вашингтоне, как передает ИТАР-ТАСС, заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. «Если инфляция – это джинн, то дефляция – людоед, с которым нужно решительно бороться. Мы наблюдаем растущие риски дефляции, которые могут оказаться катастрофическими для восстановления», – цитируют слова главы Международного валютного фонда «Вести».
Вместе с тем Лагард отметила, что все настроены оптимистично относительно роста (мировой экономики. – Авт.), однако восстановление является очень неустойчивым.
Тем временем экономисты все чаще спорят о том, может ли дефляция охватить всю еврозону, где уровень инфляции продолжительное время находится ниже целевого показателя Европейского центрального банка. «Дефляция может уменьшить личное потребление, так как люди ждут дальнейшего снижения цен, а также препятствовать инвестициям, так как она может повысить реальную стоимость займов», – передают «Вести» опасения экспертов.
Впору воскликнуть: а все ли ладно в датском королевстве? И тем ли, право, озабочены крутолобые экономисты? Ведь та же Япония почти четверть века живет в условиях дефляции – и как-то выживает, никоим образом не выпадая из обоймы развитых стран!
Совестливые же экономисты указывают на иные причины экономических неурядиц, считая, что корень зла лежит в острейшей проблеме социального неравенства, когда многие из тех, кто не имеет возможности для игры на рынках акций, облигаций и сырья и за чей счет были спасены терпящие крах финансовые компании, остались за бортом «восстановления» экономики. На эту тему, к примеру, в интервью телеканалу CNBC высказался известный экономист Джим О’Нил, автор термина БРИК (его позицию, кстати, поддерживает и ряд других авторитетных экспертов).
«Стагнация в реальной экономике многих стран мира ставит под сомнение эффективность монетарной политики ведущих мировых центробанков, которую многие называют перераспределением доходов в пользу богатых», – отмечают «Вести». Не случайно проблема расслоения общества по материальному признаку в докладе, подготовленном экспертами для Всемирного экономического форума «Давос-2014» («Глобальные риски 2014 года»), признана одним из наиболее серьезных рисков для стабильности глобальной экономики. А вы говорите – дефляция!
Сергей ЛИСИЦЫН
Комментариев нет:
Отправить комментарий