№89 (30732) 21—22 августа 2018 года
Автор: Александр ДЬЯЧЕНКО.
Сбербанк в России — больше чем банк. Это модель поведения для всех остальных банкиров и финансистов. Скажет Греф «люмелий» — значит будет «люмелий», а не «чавуний», как в популярном анекдоте. На днях стало известно, что Герман Оскарович и его подчинённые не очень-то жалуют людей старше 65 лет, подозревают их в неблагонадёжности. И поэтому кредитные карты выдавать таковым гражданам категорически запрещено.
НЕБЛАГОНАДЁЖНОСТЬ вышеозначенной группы граждан состоит в том, что всякий россиянин старше 65 лет, по мнению Сбербанка, может в любой момент, как говорится, «склеить ласты». После чего полученную таким гражданином ещё при жизни ссуду будет весьма затруднительно возвращать: а вдруг родственники заёмщика даже на порог не пустят представителей Сбербанка? А тем более вряд ли наследники безвременно усопшего пригласят на похороны Германа Оскаровича либо его представителей. И как прикажете в таком случае быть бедному Грефу со товарищи? Спеть арию Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы Чайковского «Пиковая дама»?
Ни за что! Не таковский Герман наших дней: на него смирительную рубашку не наденешь — он сам на кого хошь её наденет! Так, на днях стало известно, что руководством Сбербанка разработана целая инструкция о том, как оградить авуары данного финансового учреждения от всяческих поползновений со стороны потенциальных «жмуриков». В той инструкции так прямо и сказано: лицам старше 65 лет кредитных карт не выдавать.
Ясное дело, что столь ценный документ на заборах не вывешивают для всеобщего обозрения. Факт сегрегации Сбербанком граждан по возрасту просочился в прессу лишь после того, как известный 71-летний экономист Михаил Крутихин безуспешно попытался оформить в данном банковском учреждении кредитную карту.
«Зашёл сегодня в Сбербанк, хотел оформить кредитную карточку, — написал Крутихин на своей страничке в «Фейсбуке». — Хорошую. Солидную. Операционистка полчаса заполняла на экране анкету для заявки, а потом охнула:
— Стоп. Ведь после 65 лет мы кредитные карты не оформляем...
И порвала распечатанные бумажки. Вот это сюрприз. Не знал. «Возраст дожития» как-никак. Банк подозревает, что я в любой момент могу отдать концы».
Комментируя более подробно происшествие порталу БФМ.РУ, Михаил Крутихин добавил: «Я спросил, а можно ли получить другую, более простую кредитную карту, что называется, без привилегий. Мне сказали, нет. То есть мне дали понять, что после 65 лет с точки зрения кредитоспособности граждане России рассматриваются как мёртвые тела (выделено мною. — А.Д.). Я такой практики не знаю. Например, я сталкивался с этим в Норвегии. Мои родственники старшего возраста совершенно спокойно получают кредитные карточки во многих банках. Я понимаю, что банк может отказать в крупном долгосрочном кредите на покупку, например, дома, если человек очень уж престарелый. Но это тоже может оспариваться, по-моему, в суде как дискриминация по возрасту».
В ОПИСАННОМ выше эпизоде — масса моментов и нюансов (социальных, этических, юридических), которые можно было бы обсуждать, комментировать и выражать по этому поводу всяческое возмущение: это и неконституционное поражение в правах граждан пожилого возраста, и хамское отношение бизнеса к клиентам, и так далее. Однако, на наш взгляд, всё это — мелочи по сравнению с главным: на фоне широко обсуждаемой ныне пенсионной «реформы», предполагающей увеличение сроков выхода на пенсию, сотрудники Германа Грефа проявили экспертную честность, высокую квалификацию и даже… смелость. Составляя упомянутую выше инструкцию, они исходили из того, что «тут вам не Норвегия», и не поверили на слово благостным заявлениям представителей власти. Ведь премьер Медведев и президент Путин регулярно заверяют общественность в том, что всё у нас в стране хорошо — и с продолжительностью жизни, и со смертностью, и со здравоохранением. И якобы поэтому повышение пенсионного возраста не просто вынужденная мера, а даже полезная во всех смыслах. В том числе и для тех граждан, которых она коснётся непосредственно.
Греф же словам о пользе пенсионной «реформы» не верит и поэтому кредитных карт возрастным клиентам не выдаёт. И притом попить кровушки пенсионеров (финансы — это ведь кровь экономической жизни) он себе в удовольствии не отказывает: специально для «современных пенсионеров» Сбербанк рекламирует карту «МИР «Активный возраст», куда предлагается перечислять всю пенсию. Согласитесь, весьма выгодный гешефт: «пенсы» тебе гурьбой своё бабло приносят, а ты им за это никаких кредитов. И в случае если кто из них вдруг «коня двинет», а родственников у него не окажется, то все его денежки надолго задержатся на счетах Сбера, а не пропадут втуне.
За столь неусыпную заботу о пожилых разрешите выразить Грефу отдельное спасибо — от всех нынешних и будущих пенсионеров. А заодно — и от безвременно усопших.
Комментариев нет:
Отправить комментарий