Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

пятница, 21 января 2022 г.

Открытое письмо брокерам РФ.

Открытое письмо брокерам РФ.

Вниманию брокерских компаний ФР РФ, а также частных  трейдеров и инвесторов, работающих через российских брокеров.

Сейчас будет информация, важная для понимания клиенто-ориентированности практически всех ключевых брокеров РФ, через которых вы работаете на рынке.

Сначала предыстория, если кто не в курсе.

20 апреля 2020-го года, впервые за вековую  историю мировых бирж, биржевой актив стал стоить отрицательную цену. Произошло это лишь на несколько часов лишь на одном инструменте – фьючерсе для нефть WTI (экспирация 21.04.20), торгуемом на Нью-йоркской бирже NYMEX, входящей в группу компаний Чикагской Биржи (СМЕ).Но тем не менее – это привело к катастрофическим последствиям по всему миру. Почему? 

Во-первых, само по себе установление беспрецедентной  отрицательной цены на актив -это катастрофа, с которой не сравнится ни один известный человечеству биржевой  кризис. Представьте, что принадлежащий вам актив не только больше ничего не стоит, обнулился, но вы должны еще и ДОПЛАТИТЬ за него при продаже. Как вам? Это не просадка на ковиде в 30% и даже не 1998-ой год, когда многие акции подешевели на 95%. Это падение на  100%, а потом ЕЩЕ ниже! Но более того, это была лишь первая проблема, произошедшая в тот исторический день.

Вторая проблема заключалась в том, что на многих мировых биржах (включая Московскую Биржу), в тот день торговались зеркальные  реплики этого контракта, и самое главное  – в этот день 20 апреля в 21-30 Мск происходила экспирация (то есть истечение и окончательный расчет по этим контрактам), цена на которых определялась именно на СМЕ. И эта цена была определена СМЕ не просто по отрицательной цене….а в размере – 37,63 цента (МИНУС 37 долларов, 63 цента)! Но и это еще не все.

Третья проблема заключалась в том, что практически ни одна из мировых бирж, кроме СМЕ, на тот момент не была готова технически к торговле по отрицательным ценам. Не были к этому готовы также и некоторые брокеры, торгующие на СМЕ. В итоге, клиенты этих бирж и брокеров были лишены самой индустрией возможности сокращать свои риски по ценам ниже 0,01 цента. Однако, позиции клиентов тем не  менее  были рассчитаны по цене -37,63, что сформировало им колоссальные убытки в ДОЛГ, в которых они абсолютно были не виноваты.

Впоследствии, потери клиентов от отрицательных цен были им компенсированы биржевой индустрией по всему миру, от Китая и Индии до, например, многим знакомого американского брокера  Interactive Brokers ( который  в досудебном порядке добровольно компенсировал клиентам потери от отрицательных цен, в том числе – и своим российским клиентам). Сделал он это именно потому, что не мог предоставить своим клиентам возможность сокращать риски по ценам ниже 1 цента и они фактически принудительно были заперты в капкан и рассчитаны по цене на 37 долларов НИЖЕ чем цена, по которой они могли принимать последние торговые решения.

Вы спросите, а что на Московской Бирже, как поступила она? Отвечаю. Наша “родная” биржа умудрилась поступить так, как ни одна биржа в мире. Она создала своим клиентам и их брокерам ЧЕТВЕРТУЮ колоссальную проблему. Помимо того, что технически биржевые терминалы Мосбиржи также не могли предоставить возможность торговли по отрицательной цене и биржа об этой опасности никого не предупредила, она еще и дополнительно приняла решение  НЕ РАЗДВИГАТЬ в тот день диапазон оценки рыночных рисков, несмотря на то, что в этот день происходит окончательный расчет по контракту!  Говоря трейдерским языком: в 19-17 мск цена на Мосбирже легла на планку на цене 8,84, после чего все участники рынка были ПОЛНОСТЬЮ лишены возможности управлять своими рисками и сокращать свои позиции. И далее Мосбиржа принимает решение эту планку НЕ раздвигать, фактически заперев и участников рынка  и их брокеров в этих контрактах по цене 8,84. А через 2 часа принудительно рассчитывает все эти позиции по цене МИНУ 37,63, то есть на 500% НИЖЕ той цены, которую она сама своим решением и ограничила!

Эта ситуация настолько беспецедентна и чудовищна, что многие сторонние комментаторы, считающие себя трейдерами,  до сих пор не могут ее осознать. Говорят о том, что надо было ставить  стопы (какие могут быть стопы, когда БИРЖА технически не дает ставить и исполнять  никакие заявки ниже 8,84)? Говорят, что люди не рассчитали риски отрицательных цен ( как можно предположить, что биржа рассчитает ваши позиции по цене, которая были НЕВОЗМОЖНА на бирже даже технически, не говоря уж о других аспектах вероятности отрицательной цены)? Говорят, что люди заняли слишком большие позиции ( не понимая, что когда у вас актив остановлен по 8,84, а потом его рассчитали по -37,63, то даже те кто покупал эти фьючерсы  НЕ используя плечи, зашитые во фьючах, а только на размер депозита  – потеряли не только свои средства, но и сверху ПЯТЬ ДЕПОЗИТОВ В ДОЛГ БРОКЕРУ! Без плеч! Ну а средние потери пострадавших вообще составили ДЕСЯТЬ- ПЯТНАДЦАТЬ депозитов в долг брокерам) 

И главное – поймите…Начиная с отметки 8,84 уже НИКТО и НИКАК не мог повлиять на формирование долгов у клиентов брокерских компаний. Никто, кроме Мосбиржи.

Кстати, даже совершив непростительную ошибку с планкой, после этого у Мосбиржи все равно была возможность  избавить людей от этих катастрофических долгов, просто  пересмотрев цену экспирации с -37,63 до 8,84. Или хотя бы до 1 цента. Но Мосбиржа решила  этого не делать. Также она решила никаким иным образом не компенсировать пострадавшим потери от отрицательных цен и от цены планки до цены экспирации. Мосбиржа вообще решила НИКАК не участвовать в решении проблем пострадавших. 

Суд и брокеры.

После всех этих событий, в результате  нескольких месяцев  безуспешных попыток добиться справедливости в досудебном порядке, пострадавшие были вынуждены обратиться в суд. 

В итоге, как многие из вас знают, наша Ассоциация “Национальный Союз частных трейдеров и инвесторов” уже более полутора лет ведет первый в истории российского финансового рынка коллективный иск частных инвесторов к Московской Бирже, НКЦ и группе компаний  Чикагской Биржи. Я являюсь лицом, официально представляющим в этом иске интересы свыше 150 пострадавших, общая сумма иска превышает 350 млн. рублей.

 Во вторник, 25 января 2022 года, состоится очередное заседание по этому делу в первой инстанции Арбитражного Суда г.Москвы, которое скорей всего будет последним, на нем будет вынесено решение.

Сейчас не буду останавливаться на перипетиях и предыстории нашего иска, его перспективах и оценке судебного процесса. Кому интересно, многое из этого раскрыто в недавнем моем интервью популярному Ютуб-каналу на 350 тыс. подписчиков  

Сегодня я хочу поговорить о поведении брокеров в этом процессе. С самого начала, когда мы с юристами определяли юридическую конструкцию наших  исков, мы приняли принципиальное решение – не  делать брокеров соответчиками в этом деле. По нашему мнению, брокеры не виноваты. Как вы понимаете, с  чисто человеческой и профессиональной точки зрения – 20.04.20 брокеры точно также как и их клиенты, оказались заложниками действий Мосбиржи. Из-за планки они также не могли сокращать позиции клиентов по маржин-колам, технически не могли исполнять стоп-лоссы и вообще – НИКАК не могли повлиять на ситуацию. Не могли они повлиять и на цену экспирации. Все эти действия могла сделать только Мосбиржа. Но не сделала. В итоге, клиенты оказались должны именно брокерам суммы в среднем  10 с лишним раз превышающие их депозиты, брокеры эти суммы автоматически выплатили НКЦ, после чего 90% этих сумм легли НЕВОЗВРАТНЫМИ долгами на клиентов брокеров перед самими брокерами. Что обрекло клиентов брокеских компаний на разорения, банкротства, потерю семей и прочие последствия катастрофических задолженностей. У многих из них фактически разрушены жизни. Но и брокеров также можно в этом деле считать пострадавшими, поскольку бОльшую  часть средств взыскать с подобных должников невозможно.

При этом, у нас изначально было очень мало надежд, что брокеры пойдут в суд против Мосбиржи защищать своих клиентов ( как это сделали например индийские брокеры, простив долги своим клиентам и пойдя в суд против Индийской биржи, которая поступила примерно также, как Московская). Работая на нашем рынке с 1993-го года в разных ипостасях, в том числе будучи бывшим руководителем брокерской компании  и прекрасно представляя  конфигурацию интересов внутри индустрии- я понимал, что шансы на индийский вариант в нашей индустрии   были минимальны.  Хотя, ряд руководителей и официальных лиц брокерских компаний в СМИ уже в апреле 20-го  дали довольно однозначную и верную оценку действий Мосбиржи, а глава НАУФОР Алексей Тимофеев от лица СРО даже официально обращался к Мосбирже с предложением поучаствовать в компенсациях потерь пострадавшим –  но увы, дальше этого дело не пошло. Однако, суд с МБ в качестве истцов– это далеко не единственный способ, которым брокеры могли юридически выразить свое отношение к произошедшей ситуации.

Именно поэтому, мы привлекли брокеров в наше дело не в качестве ответчиков, а в качестве третьих лиц. Чтобы они имели возможность занять в суде ту правовую позицию, которую считают правильной. Встать либо на сторону Мосбиржи, либо на сторону своих клиентов, или как минимум – выразить свое профессиональное мнение по данной ситуации.

Всего в наш иск мы привлекли третьими лицами 14 брокерских компаний, через которые наши пострадавшие покупали злополучные фьючерсы на Мосбирже. Вот список этих брокеров:

АО «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК „ФИНАМ“

ПАО  БАНК ВТБ

АО „ЦЕРИХ КЭПИТАЛ МЕНЕДЖМЕНТ“

ООО „КОМПАНИЯ БРОКЕРКРЕДИТСЕРВИС“

АО „ОТКРЫТИЕ БРОКЕР“

АО „ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ “ФИНАМ»

ООО «АЛОР+»

АО «АЛЬФА-БАНК»

 АО “КИТ ФИНАНС”

ООО «АТОН»

ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»

ОИК «ФРИДОМ ФИНАНС»

ПАО “БАНК ЗЕНИТ”

АО “АЙ ТИ ИНВЕСТ"  

Суть письма.

А теперь, самое важное, ради чего написано это письмо. Как ведут себя брокеры в суде?  К огромному сожалению,  до сих пор практически никто из брокеров НИКАК в этом суде не проявил свою позицию. Первоначально в наши заседания многие брокеры хотя бы направляли своих представителей, однако оставляли все вопросы по делу, в том числе об удовлетворении многочисленных ходатайств пострадавших (клиентов брокеров), на усмотрение суда, не заявляя при этом какой-либо позиции по существу спора. Никакой письменной позиции по делу, отзыва на иск или на пояснения ответчиков, они также не выразили. А в последние полгода и того хуже – брокеры вообще перестали приходить в наши заседания. Тем самым они окончательно  лишают нас процессуальной возможности задавать им вопросы и выяснять существенные для нас обстоятельства по делу. Такая пассивная позиция по делу третьих лиц-брокеров не может не удивлять, так как брокеры как профессиональные участники рынка и непосредственно экспирации фьючерсов CL-4.20 в апреле 2020 года должны отстаивать интересы своих клиентов-трейдеров и в том числе финансово пострадали от названной экспирации. Безусловно, мнение брокеров в данном процессе для суда было бы крайне важно.

Единственное исключение из всех брокеров есть, но оно, к сожалению – крайне негативное. Речь идет о брокере ПАО «Промсвязьбанк»,, который направляет своего представителя в каждое наше судебное заседание, однако….  этот представитель  ПОЛНОСТЬЮ поддерживает действия Московской Биржи и НКЦ в апреле 20-го года по уничтожению депозитов клиентов этого брокера  и по формированию их долгов  перед брокером. Большой привет всем, кто работает через брокера ПАО «Промсвязьбанк», моя задача сообщить эту информацию его клиентам, а уж дальше принимайте решение сами – как к этому относиться.

Что касается остальных брокеров и их клиентов. Задача данного поста – привлечь ваше внимание к данной ситуации, пока не поздно. У каждого из брокеров еще есть шанс принять участие в финальном заседании по нашему делу 25 января 2022 года на котором процессуально должны пройти  ключевые стадии процесса – будут окончательно высказаны позиции сторон, опрошены свидетели, эксперты и третьи лица, стороны могут задать свои вопросы, пройдут прения. Если брокеры по-прежнему так и не придут на эти заседания – я считаю это очень четкий и красноречивый шаг, показывающий  истинную суть отношения брокеров к своим клиентам НА ДЕЛЕ. Бывают такие моменты, которые очень четко показывают – кем является каждый из нас. Чего  стоят на самом деле его слова, заверения и красивая реклама. Говорить легко. Делать – сложно. Заседание 25.01.22 –это один из таких исторических моментов для нашего рынка. Не приходя на это заседание и избегая высказывать свои позицию по действиями Мосбижи и НКЦ в апреле 20-го года, вы ДЕ ФАКТО соглашаетесь со всем, что они тогда сделали и считаете это правильным и справедливым. И именно так, а не иначе,  это будет воспринято  вашими клиентами и биржевой общественностью.  Остаться в стороне в подобных ситуациях не возможно. Любой ваш шаг, даже молчание  – означает выбор стороны.

Национальный Союз Трейдеров будет  обязательно продолжать держать общественность в курсе того, как проходят наши процессы. Мы пишем все заседания на аудио и они тоже рано или поздно будут опубликованы в том или ином виде. Наша борьба только начинается, независимо от исхода первой инстанции – она всего лишь  первая.

 Но вот у брокеров другого шанса ЮРИДИЧЕСКИ повлиять на исход наших судов – уже не будет.

 Используйте этот шанс, уважаемые наши Брокеры.  Направьте своих юридических представителей в заседание 25 января и/или выразите в суде письменно свою позицию по событиям 20.04.20, когда ваши клиенты незаслуженно пострадали от несовершенств биржевой индустрии в таком чудовищном виде, как никогда ранее не было и (мы очень надеемся) никогда больше не будет в истории нашего рынка.

 Выбор пока у вас есть. Ну а у нас, ваших нынешних, прошлых и будущих клиентов – всегда есть и будет возможность оценить этот ваш выбор.

 

С уважением,

Председатель  НКО “Национальный Союз Трейдеров”

Коровин И.А.

------------------------------------------------------------------

… фондовая биржа — это «идеальный капитал», «коллективный капиталист» данной нации;  трейдер на ней — идеальный (= нормативно образцовый) предприниматель — «капиталист». Из сего письма ясно (совершенно ясно), что свои исконные индивидуально-капиталистические права у своего транс-индивидуалного «коллеги» он может отстоять… ТОЛЬКО при помощи, скажем,  1 Конной Армии тов. Буденного.    Т.е. при помощи «кавалерийской атаки на капитал» (В.И.Ленин).  Так — исторически...

А практически это значит, что сегодня остается лишь занять, скажем, позицию Марины Б. Мелеховой (из Краснодара). Её суть: мы — советские люди! И ПОТОМУ, это не МЫ, а ВЫ — нам должны!...

По-видимому, как-то так…

avatar

Алексей Казаков

 

1 комментарий:

  1. Beannachtaí do chách, is mise Bean Ezra Siobhan Tá fianaise inláimhsithe agam ar conas a fuair mé iasacht ar líne do mo thionscadal. Is múinteoir Gaeilge mé a fuair mé 50,000.00 EURO ar iasacht ó bhean Dé darbh ainm Mrs Shannon Waylen. Thairg sí iasacht dom ag ráta úis 3% agus fuair mé m'iasacht i níos lú ná 5 lá oibre, má tá iasacht de chineál ar bith ag teastáil uait is féidir leat teagmháil a dhéanamh léi trí ríomhphost:{shannonwaylenloancenter@yandex.com} Más gá go mbeadh a fhios agat go bhfuil sí. fíor agus iontaofa ...

    ОтветитьУдалить