Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

среда, 25 июня 2014 г.

Оплата палача или шизофренический кульбит российской плутократии

Гособлигации США как индикатор политических процессов


Новость на Newsland: Гособлигации США как индикатор политических процессовСобытие: Данные министерства финансов Соединенных Штатов Америки продемонстрировали увеличение вложений Российской Федерации в государственные облигации США. Так, в апреле 2014 года сумма вложений увеличилась на 16 млрд. долларов и достигла показателя в 116,4 млрд.
Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко
Российская экономика нуждается в инвестициях как частных, так и государственных, как российских, так  и зарубежных. Помимо вывоза капитала частным и банковским секторами существует и другой способ вывода капитала из страны – это покупка государственных облигаций иностранных государств, то есть финансирование иностранной экономики.
В отношении кредитования иностранных государств наибольшие объемы средств России направлены в экономику США.
Россия является 12-ым по счету держателем гособлигаций Штатов, на ее долю приходится 1,95 % государственного долга Америки. Объемы вложений в гособлигации США на 1 января 2014 г. составляли 6,5 % от ВВП, 214 % от государственного долга страны и 18,1% от внешнего долга страны.

На рис. 2 представлены данные по динамике объемов российских вложений в гособлигации США. Примечательно, что эти объемы отражают не реальную экономическую ситуацию, а являются индикаторами политических процессов.


Вплоть до середины 2007 года несмотря на колоссальные доходы от продажи топливно-энергетического сырья Россия практически не финансировала американскую экономику, являясь держателем гособлигаций на сумму в $8 млрд. По разным данным Министерства финансов США взлет вложений России в облигации Штатов происходит либо в июне, либо в июле, тогда, когда сначала в июне Сочи попадает в список трех наиболее вероятных кандидатов на проведение Зимних Олимпийских Игр и в июле, когда Сочи объявлен столицей зимних Олимпийских Игр.
Финансовые вложения стали доказательством намерения России интегрироваться в мировую экономическую систему, гарантом проведения в стране Олимпиады, ставшей крупнейшим инвестиционным проектом, а также, возможно, обязательным условием для привлечения иностранных инвестиций в олимпийский проект.

Наиболее резкий взлет объемов вложений в гособлигации США произошел за два месяца 2008 года: в марте, когда состоялись президентские выборы и в мае, когда произошла инаугурация. Новый президент – представитель неолиберального крыла, резко увеличил вложения, доля России в общем объеме гособлигаций составила 3,7% против 1,7% ранее. Объемы финансовых вложений достигли 5,73% ВВП (в 2007 году они составляли 2,7%). Эти средства профинансировали экономику США, вместо того, чтобы на волне нарастания кризисных явлений спасать российскую. Возникает закономерный вопрос: а в национальных интересах какого государства такие решения?
В условиях, когда мир вступил в финансово-экономический кризис, а Россия стала ощущать его обвальные проявления с октября 2008 года, объемы вложений в экономику США неоправданно с точки зрения поддержания устойчивости национальной экономики продолжают нарастать. И это в то время как Россия сама остро нуждается в финансировании. Новое руководство среагировало на негативные явления в экономике только в мае 2009 года – самом кризисном месяце, когда дна достигли ключевые определяющие темпы роста ВВП показатели – объем инвестиций, промышленное производство и грузооборот транспорта. Именно тогда скачкообразно снизился объем и доля вложений, однако в следующем месяце показатель был восстановлен и наращивание вложений продолжилось.


Объем финансовых вложений стал резко сокращаться в период предвыборной компании на Украине – с октября 2009 года, когда под угрозой оказались не только газовые контракты и транзит газа, но и базирование Черноморского флота. Их сокращение продолжалось по мере нарастания нестабильности в российско-украинских отношениях и достигли своего минимума в апреле 2010 года. 21 апреля между Россией и Украиной были подписаны Харьковские соглашения по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Это событие послужило толчком к росту доверия в отношении США и увеличению покупки гособлигаций. Фактически, только в наиболее острые периоды угроз национальным интересам финансовые вложения сокращались.
В июле 2010 года геополитическое положение страны усилилось: вступил в силу Таможенный кодекс, что означало начало функционирования Таможенного союза. С этого момента вложения России в долговые обязательства США берут курс на снижение (за некоторыми исключениями), что свидетельствует о положительном влиянии интеграционных процессов на внешнеполитический и экономический курс государства.
Интеграция в рамках трех стран содействовала суверенизации страны, переориентации на постсоветское пространство, снижению доли России в общем объеме заимствований Штатов.
Возврат к наращиванию вложений в гособлигации начинается с августа 2013 г., практически через месяц после смены главы Центрального Банка, когда новым руководителем становится либерально настроенная Э.Набиуллина, жена ректора ГУВШЭ – главного инструмента насаждения либеральной мысли в образовательной, научной и управленческой среде страны. Наращивание заимствований, предполагающее вывод финансовых средств из экономики, происходит в русле ее установки на отказ от монетарного стимулирования экономики.
В ноябре 2013 года обозначился тренд падения вложений в ценные бумаги США, когда на Украине разгорелся  политический кризис: Янукович приостановил процесс евроинтеграции, в Киеве появился палаточный городок оппозиции, а Запад обвинил Россию в давлении на Януковича с целью срыва процесса ассоциации Украины с Европейским Союзом. Примечательно, что все последующие месяцы кризиса Россия планомерно избавлялась от гособлигаций США и в марте резко сбросила $25,8 млрд.  Это прямое отражение событий на политической арене: Россия присоединила Крым, Запад стал угрожать санкциями, некоторые угрозы были приведены в исполнение, на Юго-востоке начинаются активные протестные действия. Таким образом, в период внешнеполитических рисков страна закономерно провозгласила курс на суверенизацию своей экономики, что воплотилось и в ряде других инициатив. Второй аспект мартовский событий, который также стоит затронуть, это преувеличение экспертами роли России в сбрасывании гособлигаций. Многие эксперты заговорили о том, что Россия таким образом отвечает на санкции Запада, однако здесь нужно объективно оценивать возможности России.
Страна является 12-ым по счету заемщиком США и располагает 2% облигаций. Эти цифры не соизмеримы, к примеру, с главным кредитором – Китаем, на долю которого приходится 22% всех гособлигаций.
Это значит, что Китай в отличие от России имеет реальные рычаги воздействия на экономику США, в то время как Россия может воздействовать лишь точечно. На этом фоне неожиданным оказывается апрельское увеличение вложений в гособлигации США. Примечательно, что угроза санкций сохраняется, по исходной логике власть должна была бы снижать объемы вложений, но напротив начинает их восстанавливать. Объяснением такого феномена может быть лишь то, что руководство уже уверено в стабильности отношений с Западом, то есть, несмотря на внешнее обострение явно существуют пока скрытые договоренности, к примеру, Крым в обмен на Юго-восток или иные альтернативы. Последующие майские и июньские события показали, что Россия действительно не собиралась более предпринимать решительных действий в регулировании украинского кризиса, что и привело к уверенности российского руководства и наращиванию вложений в облигации Штатов.
В перспективе в следующие месяцы объемы операций c гособлигациями должны либо доказать правильность данной гипотезы, либо ее опровергнуть. Однако уже очевидно, что финансовые вложения в облигации США, во-первых, изымают из оборота страны колоссальные средства, что явно идет вразрез с интересами национальной экономики и безопасности, во-вторых, служат индикатором, с одной стороны, внешнеполитических событий, с другой стороны, усиления либеральной идеологии во властных структурах.
Людмила Кравченко
Источник: rusrand.ru   
------------------------------------------------------------------- 
Актуальный архив
Новая идея Кибальчиша
Сегодня российскому правительству удается делать две веши, - изъятие средств из экономики страны и перевод этих средств за рубеж. Насколько удачно правительство это делает, может наблюдать каждый. Объем золотовалютных резервов России перевалил за отметку в 150 миллиардов долларов, неуклонно растет Стабилизационный фонд, невиданными темпами множатся олигархические капиталы, Москва окружена кольцом роскошных чиновничьих вилл, да и в других странах, наши чиновники и олигархи скупили немало дорогой недвижимости. Как видно, правительство действует весьма успешно. И зря отдельные литераторы и оппозиционеры говорят о действующем правительстве как о бездарном, и не эффективном. Очень даже эффективное, если принять во внимание, что чиновники и не обещали, да и, видимо, не собирались действовать в интересах народа, различных литераторов и оппозиционеров. Все вполне естественно, надо только освободиться от иллюзий.
Поэтому ничего удивительного и нет в заявлениях министра финансов Алексея Кудрина и председателя Счетной палаты России Сергея Степашина о размещении средств Стабилизационного фонда в иностранных ценных бумагах. Ведь откаченные правительством через налоги, монополии и бюджетно-кредитную политику из экономики страны деньги не могут не беспокоить государственных чиновников, депутатов и других деятелей, причастных к дележу этого пирога, или желающих в этом дележе поучаствовать.
Поэтому в СМИ и разгораются споры о том, как использовать средства Стабфонда, куда направить профицит бюджета. Не может же правительство позволить обсуждать эту проблему до бесконечности. Надо решать. Только этим объясняется, что администрация президента и члены правительства продолжают работать над программой действий на осень, программой по стерилизации выкаченных из экономики страны ресурсов. Но и депутаты Госдумы, несмотря на то, что сейчас загорают на всевозможных пляжах, с сознанием выполненного долга, зорко следят за состоянием этих денег. И чтобы чиновники за время пребывания депутатов Госдумы в отпуске, не распилили эти деньги без их участия, вице-спикер нижней палаты парламента и секретарь Генсовета «Единой России» Вячеслав Володин (в общем, важный человек) пояснил им, что «единороссы» намерены принять активное участие в распределении дополнительных доходов федерального бюджета во время осенней сессии.
Но, как показала, действительность, чиновники и не собирались дожидаться возвращения депутатов из отпусков. Зачем им лишняя головная боль? Они уже приняли решение о размещении средств Стабилизационного фонда в иностранных ценных бумагах. И может быть, именно заявление Вячеслава Володина подстегнуло их к наиболее быстрым действиям.
Сделав 22 июля это заявление, Кудрин и Степашин дали понять не только депутатам, но и всем, кто стремился поучаствовать в дележе Стабфонда, кто в доме хозяин. И не просто хозяин, а хозяин, который не терпит возражений, никого не спрашивает, и никому ничего не объясняет. Объяснения же Сергея Степашина, что так поступают многие страны, больше смахивает на насмешку.
Кто бы подсказал ему, что некоторые японские бизнесмены тратят свои накопленные капиталы на благотворительность и уходят в монастыри. Может и он изъявит желание поступить подобным образом.
Но, что характерно для всех участников этих дискуссий, так это неумение и неспособность выйти за рамки предложенного вопроса. Они продолжают говорить о природной ренте, которой не существует в действительности, продолжают называть эти средства «нефтяными» деньгами. «Среди российских экономистов разгорается конфликт по поводу того, как делить излишние «нефтяные» доходы государства» — пишет Константин Фрумкин в газете «Известия». Только, следуя такой логике наших российских экономистов, надо будет признать, что кроме «нефтяных» денег у нас еще имеются «алюминиевые», «железные», ведь металлургических магнатов у нас не меньше чем нефтяных, и далее, «алмазные», «деревянные», доходы от продажи леса, «военные», от продажи оружия, про которые правительство скромно умалчивает. Или еще какие деньги придумают наши литераторы и экономисты, лишь бы затуманить суть вопроса?
Участники дискуссии продолжают ходить по заданному кругу, споря, инвестировать эти средства в экономику или не инвестировать? Конечно же, надо инвестировать, и инвестировать в производственную сферу, в строительство новых заводов, в освоение новых технологий, в человека. Но, прежде чем задаваться таким вопросом, следовало бы разобраться: а откуда эти деньги? В результате чего у государства и олигархов возникли сверхприбыли, и заинтересована ли данная власть в развитии российской экономики?
Те объяснения, которые мы слышим, что данные сверхприбыли — это результат возросших цен на нефть на мировом рынке, что это природная рента, могут удовлетворить разве что несведущих. Хотя, на первый взгляд, все это кажется правомерным. Но так ли это на самом деле?
А на самом деле они возникли не из-за природных богатств России, хотя базисом это и является, а из-за налоговых льгот для поставщиков сырья на мировые рынки, со стороны государства, из-за низкой стоимости рабочей силы, из-за более высокой степени эксплуатации трудящихся России и не только в нефтяной отрасли, а во всей сфере производства. Именно во всех, так как для добычи нефти необходимы трубы, буровые, машины, и еще много что, для производства чего, в свою очередь, необходим уголь, металлы, дерево, и весь этот постоянный капитал входит своей стоимостью в конечный продукт. И соответственно, чем ниже стоимость рабочей силы, то есть заработная плата, тем дешевле обходится тонна нефти для предпринимателя, тем больше он получит прибыли от продажи ее на международном рынке.
Только эта прибыль, попадающая при помощи государства в Стабилизационный фонд и в карманы олигархов, является ничем иным, как прибавочной стоимостью, созданной наемными работниками разных отраслей промышленности. Прибыли не порождаются рудниками, месторождениями, землей или капиталом, как таковым, но все это позволяет собственникам, то есть нашему государству, иметь возможность получать доли прибавочной стоимости. И государство, в свою очередь, всячески сдерживает рост реальной заработной платы, создает благоприятные условия для образования сверхприбылей.
Сегодня можно констатировать, что в торговле сырьем на международном рынке возникает не природная рента, которой вообще не существует, а государственная рента. Государственная собственность на территорию, а соответственно и условия труда, где добывается нефть и другие природные богатства, где государство имеет право устанавливать налоги, где оно принимает активное участие в регулировании заработной платы, и создаются возможности получения сверхприбыли.
В действительности, сегодня надо ставить вопрос не о том, как стерилизовать извлеченные ресурсы, а как прекратить обескровливать экономику, как остановить произвол чиновников, как увеличить долю заработной платы наемных работников в ВВП, как создать благоприятную среду для малого и среднего бизнеса, которые сами решат вопросы развития и инвестиций, для своих предприятий. И я уверен, что решат гораздо лучше и эффективнее, чем чиновники и депутаты. Но как только звучат предложения по снижению единого социального налога, или другие идеи, ведущие к сокращению доходов центра и олигархов, то из правительственных кругов сразу раздается окрик — нельзя. Это самоубийство, как недавно заявил первый заместитель председателя правительства России Александр Жуков представителям «Деловой России», на предложение о снижении единого социального налога до 15 процентов, хотя бы для малых предприятий.
Оказывается, если верить нашему правительству, то мы просто находимся в порочном круге. С одной стороны, нам говорят, что денег много и их необходимо стерилизовать, вложив в иностранную экономику, и тут же заявляют, что налоги нельзя уменьшить, так как в бюджете нет денег. А бюджетные деньги, и деньги, поступающие от продажи сырья, по мнению членов правительства, — это разные деньги. Это они придумали такую игру. Правда, разные это для них, а в реальности это деньги народа, а не Кудрина или министра экономики России Германа Грефа. Но даже если принять их позицию, что это «нефтяные» деньги, и что инвестирование их в российскую экономику смерти подобно, то и она не выдерживает никакой критики. Представим, что у Володи есть тонна нефти, а у Джорджа тысяча долларов, и они решили произвести обмен. В результате обмена Джордж получил тонну нефти, а Володя — тысячу долларов. Но после обмена Володя предлагает Джорджу взять у него эту тысячу долларов, так как она, оказывается, ему не нужны, и дать ему взамен бумажку с обязательствами вернуть эту тысячу лет через двадцать. И как результат: Джордж имеет тонну нефти и тысячу долларов, а Володя бумажку. Теперь попытайтесь отгадать: зачем Володя продавал нефть? И если учесть, что нефть это невосстановимый природный ресурс, а доллары и бумажки с обязательствами можно произвести всегда в нужном количестве, то поведение Володи вообще не поддается пониманию здравомыслящего человека. Поэтому губительным для страны является деятельность центрального правительства, которое повсеместно защищает интересы крупных монополий и всячески препятствует росту реальной заработной платы наемных работников, препятствует развитию мелкого и среднего бизнеса, что хорошо видно и по тому, как правительство распорядилось выкаченные из экономики страны деньгами, направив большую часть средства на развитие иностранной экономики. Правда, для успокоения депутатов правительство запланировало на 2006 год 72 миллиарда рублей для формирования инвестиционного фонда, что составит, на тот период, не более 1,5 процента от полученной государственной ренты, увеличило расходные обязательства федерального бюджета 2005 года на 382,7 млрд. рублей, которые пойдут бюджетникам, по большому счету, на компенсацию от инфляции, да выделило на наше патриотическое воспитание почти полмиллиарда рублей, которые будут осваивать 22 министерства и ведомства. Видимо, нужно признать, что с экономикой они разобрались, и осталось немного подправить чувство патриотизма у народа. Правительство уже потратило 115 миллионов рублей на наше патриотическое воспитание, но, как отмечают авторы этой программы, «патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества». То есть мы еще не воспылали всеобъемлющей любовью к нашей власти. Как видно, у авторов данной затеи просто не хватило средств, дабы достигнуть желаемого результата. И теперь на эти цели решено выделить значительно больше средств, чтобы ликвидировать «отдельные недоработки». И не беда, что патриотизм, как и всякая любовь, является интимным чувством, не предполагающим вмешательства извне. Наше правительство, как показывает жизнь, уж если берется за что-то, то обязательно добивается результата. И яркий пример тому - действия правительства в отношении использования Стабфонда. Решили вложить средства Стабфонда в иностранные бумаги еще в момент его создания, как заявил Кудрин, и вложили. Ведь не для того они извлекали эти средства из экономики, чтобы снова бросить их туда.
Так что у нас, граждане россияне, другого пути, кроме как воспылать любовью к власти, нет. Поэтому не тяните, а начинайте выражать свою любовь прямо сейчас. Летит самолет — «спасибо» скажи правительству, плывет пароход — «спасибо» скажи правительству, едет поезд — «спасибо» скажи правительству, дорожают коммунальные услуги, «спасибо» скажи правительству, съедает инфляция зарплату — «спасибо» скажи правительству, сократили на работе, — «спасибо» правительству. И не забудьте спеть самую главную песню страны.
Виталий ГЛУХОВ
Газета «Новая планета»,
понедельник,
29 августа 2005 г.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий