Минтруд: пенсионеры, помогите бедным бизнесменам!
Ради уменьшения отчислений работодателей во внебюджетные фонды ведомство готово примириться с серыми зарплатами и пойти на сокращение пенсий.
Министерство труда и соцзащиты иногда «радует» нынешних и будущих пенсионеров инициативами, отзывающимися неприятными ощущениями где-то под ложечкой. Так, глава ведомства Максим Топилин предложил накануне экзотический способ помочь работодателям за счет пенсионеров. По взаимному согласию тех и других, разумеется. Предложение прозвучало на расширенном заседании правления Пенсионного фонда РФ.
Пока работодателям помогает государство, которое предоставляет довольно большой группе секторов экономики (аптечный бизнес, сельское хозяйство, малый бизнес и другие) право осуществлять платежи во внебюджетные социальные фонды, включая Пенсионный, по пониженным ставкам. А их работники, выйдя впоследствии на пенсию, получают ее в полном размере, как если бы работодатели уплачивали за них всё сполна. Получается, недоплаченные суммы компенсируются федеральным бюджетом. «С какой стати?» - задумался г-н Топилин, посчитавший такое положение вещей несправедливым.
«Со всех сторон говорят: дайте нам льготы, чтобы снизилась нагрузка на работодателей. Но почему государство должно расплачиваться, чтобы предоставлять льготы каким-то отдельным секторам?» - объявил Топилин.
Он предложил переложить заботу о работодателях на плечи работников. В конце концов, они там в одной упряжке находятся, пусть сообща и решают свои проблемы, а про государство забудут. Суть новшества в следующем: работодатели должны договориться с профсоюзами, что они не будут платить часть страховых взносов за работников, а те не станут впоследствии претендовать на эту часть пенсии.
По замыслу Топилина, работодатели и профсоюзы в случае достижения подобных договоренностей должны будут закрепить их коллективным договором и отраслевым соглашением, которые государство сможет одобрить. «Договорились - приходите, и тогда никаких компенсаций из федерального бюджета не будет. Подпишитесь вместе все коллективным договором. Отраслевым соглашением одобрите. И государство примет это предложение», - пояснил министр труда.
Эксперты тут же отметили, что этим решением Топилин фактически предлагает узаконить серые зарплаты, с которыми до сих пор государство усиленно боролось или делало вид, что борется.
Но это - только начало. Дальше пойдет по нарастающей. Пытаясь сэкономить на льготах предприятиям и будущих пенсиях, правительство может столкнуться с недобором страховых взносов уже сейчас. То есть за сговорчивость будущих пенсионеров придется расплачиваться пенсионерам сегодняшним: ведь их пенсии формируются из текущих взносов и уменьшатся. Следовательно, правительству придется объявить пенсионерам о сокращении их пенсий. Нетрудно догадаться, что это вызовет социальное недовольство, переходящее в напряженность и, возможно, активные протесты.
Но дальше - еще занятнее. Чтобы предотвратить вспышку гнева, придется покрыть разницу из федерального бюджета, то есть никакой экономии добиться не удастся. И зачем тогда все это?
Есть в предложении министра и еще один любопытный момент. Судьба работника будет решаться посредником в лице профсоюза: договор будет подписываться между работодателем и профсоюзом. А последние мало того что не имеют таких полномочий, так и существуют далеко не везде. Разве что на крупных предприятиях, а работники мелких и средних фирм, которые помоложе, видели профсоюзы только в кино, да и то импортном, где те сотрудничают с организованной преступностью. Наши же профсоюзы будут сотрудничать с работодателями, опасаются эксперты, и не станут защищать интересы работников.
«Поскольку доверие к профсоюзным организациям сегодня невелико, то с точки зрения работников такая мера будет рассматриваться как попытка государства уйти от ответственности в вопросе пенсионного обеспечения. Кроме того, эта мера может привести к уменьшению пенсионных отчислений «здесь и сейчас», тогда как экономия наступит только через много лет, когда «обделенные» пенсией работники достигнут пенсионного возраста. То есть данная мера на ближайшие 10-15 лет только усугубит дефицит ПФР», - говорит аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
«Профсоюзное движение в России неразвито. Договариваться владельцам предприятий почти всегда будет не с кем, - вторит ему коммерческий директор компании «Народная Казна» Сергей Гуськов. - Согласие профсоюза (в случае его наличия) может противоречить интересам конкретного человека, за которого некто принимает решение о его будущем. Профсоюзы таких полномочий не имеют. Так что даже если инициатива получит развитие, договариваться придется с каждым сотрудником отдельно».
Пресс-служба Минтруда попыталась оправдать странное предложение министра. «Лоббируя снижение страхового тарифа, работодатели не несут никакой ответственности - ни финансовой, ни правовой - за такое решение. Если предлагается льгота, то должен быть определен источник ее возмещения, особенно в таком важном вопросе, как выплата пенсии в солидарной системе, - сказали там. - Минтруд России предлагает подход, направленный на то, чтобы работодатель понимал зону своей ответственности с точки зрения формирования пенсионных прав работников. Минтруд говорит о том, что подобные решения не должны приниматься без согласования между социальными партнерами (профсоюзы, работники, правительство)».
Удивляет также и то, что последствия такого решения видны сторонним специалистам, но неясны ни министру, ни сотрудникам ведомства. И здесь возникает вопрос: а хорошо ли они понимают то дело, которым занимаются?
Александр Романов
Источник: km.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий