Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

четверг, 2 августа 2012 г.

Что стоит за делом Магнитского?


Какой бы общественный резонанс ни получило дело Сергея Магнитского, юриста фонда Hermitage Capital Management, убитого в СИЗО в 2009 году, оно до сих пор недооценивается. Если бы все дело было только в 5,4 млрд рублей, похищенных из бюджета, о чем рассказал Магнитский, назвав имена конкретных фигурантов, то, наверное, пара таких персонажей уже давно была бы предъявлена общественности в качестве стрелочников. Тем более что подходящих на эту роль кандидатур в длинном «списке Магнитского» полно — от рядовых сотрудников правоохранительных органов до налоговых чиновников среднего звена. Однако до сих пор ни один даже мелкий чиновник, причастный к хищению, не понес наказание. Это заставляет предположить: за делом Магнитского стоит нечто большее, нежели разовое мошенничество. Объективное расследование этого преступления может привести к шокирующим выводам: например, о существовании постоянной практики вывода десятков миллиардов рублей налогов из бюджета на личные нужды чиновников высшего звена. Той практики, которая уже получила условное название «параллельного коррупционного бюджета» России.
В нашем сегодняшнем расследовании мы постараемся понять, за счет чего формируется этот теневой бюджет. «Новой газете» удалось получить список всех компаний, возместивших НДС с 2009 по 2010 год в Москве. В списке — десятки тысяч фирм, возмещавших налоги во всех инспекциях столицы. В течение нескольких месяцев мы искали в этом списке возвраты свыше 100 млн рублей фирмам с признаками однодневок. И вот что нам удалось обнаружить.


Фиктивные фирмы — реальные миллиарды

26 февраля 2009 года (в то время Магнитский уже находился в СИЗО, а за несколько месяцев до этого дал развернутые показания с фамилиями и должностями) чиновницы 28-й налоговой инспекции (той самой, откуда была похищена большая часть из 5,4 млрд рублей, о чем Магнитский из тюрьмы писал неоднократно) приняли решение о возмещении НДС фирме ООО «Аврора» на 500 млн рублей. Спустя всего несколько дней, 3 марта 2009 года, все бумаги на этот счет поступили в Федеральное казначейство. И уже на следующий день (!), 4 марта 2009 года, казначейство перечислило из бюджета 500 млн рублей на счет ООО «Аврора» в ЗАО «Бенифит-банк» (к этому банку еще вернемся).
Через несколько месяцев после первого возмещения, 28 мая 2009 года, в той же 28-й налоговой инспекции было принято решение еще об одном возмещении НДС фирме «Аврора» — на 503 млн рублей. На следующий же день (!), 29 мая 2009 года, это заключение поступило в Федеральное казначейство. А через три дня, 1 июня 2009 года, 503 млн рублей из бюджета поступили на счет ООО «Аврора» в том же Бенифит-банке.
«Возврат НДС — это всегда большая проблема для инспекции. У нас есть план по сбору налогов за квартал, за полгода, за год… Непредвиденные возмещения этот план могут нарушить, и тогда чиновник инспекции лишится премии», — говорит бывшая начальница одной из налоговых инспекций Москвы. По ее словам, налоговики всегда предпочитают затягивать процесс возмещения НДС на несколько месяцев, даже если у фирмы есть все законные основания требовать возврата денег. «Бывает и раньше, но для этого фирма должна быть известной, несколько лет состоять на учете в инспекции».
С ней согласен председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе (адвокаты его коллегии защищали некоторых налоговиков, обвинявшихся в незаконных возмещениях налогов). По его словам, налоговая, как правило, «предпочитает отказывать фирмам по формальным признакам, и тогда фирма идет в суд». Речь идет о бюджетных деньгах, и налоговик, как любой чиновник, старается «это дело как можно дольше волокитить — именно в связи с тем, что к нему потом может быть много вопросов».
Посмотрим, что собой представляла фирма ООО «Аврора», вернувшая за несколько месяцев 2009 года более 1 млрд рублей НДС из 28-й налоговой инспекции.
ООО «Аврора» было зарегистрировано в 2006 году. Учредителем и директором на момент регистрации был Андрей Калинин из Северного Чертанова. В нашем распоряжении есть несколько решений арбитражных судов, в которых Калинин упоминается как массовый учредитель фирм с признаками однодневок. Связаться с ним «Новой газете» не удалось.
Спустя некоторое время Калинина на посту директора фирмы сменил Павел Пестряков из поселка Заволжский Пугачевского района Саратовской области. Именно Пестряков, житель далекого поселка, был директором московской фирмы на тот момент, когда она получила из бюджета более 1 млрд рублей. Связаться с Пестряковым «Новой газете» также не удалось.
Однако и он недолго пробыл директором. 26 января 2010 года (спустя полгода после того, как фирма получила более 1 млрд рублей из бюджета) новым директором ООО «Аврора» стала Юлия Горская (о ней — см. справку) из далекой деревни Мелекшино Рязанской области. В тот же день, когда Горская стала директором, «Аврора» сменила юридический адрес и переехала в город Тверь: Беляковский переулок, д. 46, офис 33а.

Об этом знали все
Бывший начальник отдела профилактики коррупционных и иных правонарушений ФНС России Сергей Василенко говорит, что почти все приведенные в нашей таблице фирмы ему известны. Еще в 2010 году он сообщил непосредственному начальству в своих служебных записках (есть в распоряжении «Новой газеты»), которые начинались следующими словами: «Обстановка, сложившаяся в УФНС России по г. Москве, имеет ярко выраженный криминальный характер. Большинство компаний, заявивших на возмещение НДС, применяют различные схемы, которые реализуют с помощью банков (перечисление денег по счетам контр-агентов) и сотрудников налоговых органов (фиктивные контрольные мероприятия)». По словам Василенко, руководство ФНС на его обращения никак не отреагировало, и вскоре он был вынужден уволиться.
Василенко говорит, что все эти фирмы возмещали НДС по так называемой схеме «товарных остатков». «Если фирма купила какую-то продукцию и не успела продать ее в отчетный период, то она имеет право возместить НДС, включенный в стоимость купленной ею продукции». Слова Василенко подтверждаются бухгалтерскими балансами исследованных нами фирм: практически у всех из них в отчетный период — огромные запасы (на миллиарды рублей) готовой продукции и товаров для перепродажи. Однако Василенко уверен в том, что эти фирмы не могли вести никакой реальной экономической деятельности. «Численность их персонала была два-три человека, а оборот в отчетный период достигал нескольких миллиардов рублей. Причем только в отчетный период, тот, который необходим для возмещения НДС». По словам Василенко, все эти фирмы якобы арендовали один и тот же склад; наличие этого склада проверял один и тот же сотрудник Управления по налоговым преступлениям (УНП) МВД; после того как на счета этих фирм поступали миллиарды из бюджета, они переезжали в одну и ту же налоговую инспекцию в Твери.
«Мы проверяли, что стало с этими фирмами в Твери. Никаких складов они там не снимали, никаких договоров о перевозке своего товара не предоставили. Значит, либо они свой товар продали и тогда должны вернуть бюджету деньги, либо никакого товара в природе не существовало», — считает Сергей Василенко.
Геннадий Шантин, бывший старший следователь по особо важным делам Следственного комитета при МВД, когда-то расследовавший преступления, связанные с возмещением НДС, говорит, что расследование подобных дел не очень сложно. «Если речь идет о фиктивных организациях, то доказывается подложность договоров. Вот и всё». По его словам, любой налоговик может легко определить фиктивность фирмы, подавшей заявление о возмещении НДС. «Это элементарно пробивается. У них есть программа. Допустим, какая-то фирма «Волос» подает заявление на возмещение, а эта фирма зарегистрирована на господина Петренко, который живет где-нибудь в Тюмени, и на него зарегистрировано еще 350 подобных фирм. Любой нормальный налоговик, увидев это, скажет: «Нет, ребята, идите отсюда». Ну а кто заинтересован, скажет: «Я не знал, я не замечал», — считает Шантин. Он полагает, что «возможность коррупционных преступлений снизилась бы в разы, если бы велась реальная борьба с фиктивными фирмами. Они для этого и существуют: для ухода от налогов и для обналичивания денег, а это — питательная среда самой коррупции».

Бенифит-банк

Главным банком в расследовании Сергея Магнитского о хищении 5,4 млрд рублей был Универсальный банк сбережений (УБС), к которому имел непосредственное отношение Дмитрий Клюев, ранее судимый за попытку хищения акций Михайловского ГОКа. Именно в УБС ушли все похищенные из бюджета деньги в 2007 году. В 2008 году банк был ликвидирован.
Если вы посмотрите на нашу таблицу, то увидите, что нынешним «лидером» в списке банков, на которые перечислялись миллиарды из бюджета в качестве возмещения НДС, является ЗАО «Бенифит-банк». Из 11 млрд рублей, ушедших из бюджета в 2009—2010 годах, 5,5 млрд поступили на счета фирм в Бенифит-банке. «Новая газета» обнаружила, что у ликвидированного УБС и действующего Бенифит-банка есть очень много общего, что позволяет предположить: оба банка, на счетах которых аккумулировались основные средства, ушедшие из бюджета, принадлежат одним и тем же людям.
Во-первых, и у УБС, и у Бенифит-банка был единственный филиал в Махачкале (Дагестан занимает одно из лидирующих мест среди других субъектов России по обналичке денег), который находился по одному адресу и который возглавлял один и тот же человек — Магомед Алибеков.
Во-вторых, руководителем УБС в свое время был Шамиль Мутаев, который в настоящий момент является акционером Бенифит-банка.
В-третьих, главным бухгалтером Бенифит-банка, согласно его сайту, является Ольга Хасанова. В деле о попытке хищения акций Михайловского ГОКа есть ее показания: она признается, что с 2002 года работала в различных компаниях, принадлежавших Дмитрию Клюеву. В 2004 году Ольга Хасанова перешла в УБС на должность начальника отдела финансового контроля.
«Тот факт, что, несмотря на разразившийся после смерти Магнитского грандиозный скандал, та же преступная группа в течение нескольких лет продолжала похищать миллиарды рублей из российского бюджета под видом возврата налогов, не оставляет камня на камне от всей той лжи, которую распространяют сегодня по поводу Сергея Магнитского правоохранительные органы», — считает представитель фонда Hermitage Capital. По его мнению, Магнитский «раскрыл один из наиболее засекреченных источников финансирования коррупции в высших эшелонах власти, и именно за это его убили».
В Бенифит-банке не ответили на вопросы «Новой газеты» о том, какое отношение к банку имеет Дмитрий Клюев и почему именно в этом банке обсуживались фирмы, на которые перечислялись миллиарды рублей из бюджета.

Источник  




Комментариев нет:

Отправить комментарий