Минэкономики предрекает нескончаемое ухудшение
Прогноз ведомства Улюкаева предполагает постоянное снижение доходов населения
Новый документ будет составлен, исходя из низкой цены на нефть. Предполагается, что средняя цена составит 35 долларов за бочку в этом году, 40 — в следующем и по 45 — в 2018 и 2019-м.
Указывается необходимость экономии бюджета. На практике это будет означать, что все последующие годы пенсии будут индексироваться только на 4%. При том, что даже оптимистичные прогнозы по инфляции выше (7,7% в 2016-м и 5,5% в 2019-м). Известно, что рост цен на продукты идет быстрее (а предметы роскоши на пенсии не покупают), соответственно, наши старики станут через три года жить значительно хуже.
Тяжело придется и работникам бюджетной сферы: до 2019 года их зарплаты расти не будут вовсе. Будет заморожена и накопительная часть пенсий.
Останутся на том же уровне по отношению к ВВП траты на образование, культуру и медицину. Так как, согласно прогнозу, ВВП будет снижаться, то упадут и расходы.
Проще говоря, цены на всё вырастут, а доходы граждан снизятся. И в этом состоит основная суть нового прогноза, который готовит Минэкономразвития. Если раньше нас убеждали, что перетерпеть надо лишь один год, а потом начнется экономический подъем, пусть и слабый, то сейчас надо готовиться к тому, что в ближайшие три года пояса придется затягивать всё туже.
Хуже всего, что никаких мер по развитию экономики практически не предлагается. Получается, что все слова об импортозамещении, строительстве новых предприятий так и остались словами.
Не смущает чиновников министерства и то, что руководство страны ставит совершенно иные задачи. На этой неделе Дмитрий Медведев одобрил план, согласно которому государство должно поддерживать занятость в регионах. Да и «майские указы» президента, направленные на улучшение жизни, никто не отменял.
— Я убежден, что правительство будет идти по пути, обрисованному Минэкономразвития, — говорит профессор ВШЭ Иван Родионов.
— Более того, последние пять лет кабинет министров по этому пути идет, и сворачивать не собирается. Нынешняя экономическая модель совершенно неадекватна реальности, ведет к развалу народного хозяйства. Мы видим отсутствие экономического роста и падение.
«СП»: — Но премьер-министр подписал план, предусматривающий увеличение внутреннего спроса.
— Антикризисный план и так предусмотрен в бюджете, никакого элемента новизны нет. И нет надежды, что повышение внутреннего спроса как-то будет способствовать развитию экономики. Согласно официальной статистике, доля всех доходов от нефти и газа в ВВП составляет всего лишь 9%. Цена на нефть упала вдвое, это значит, что ВВП должен упасть на 3%. Все разговоры о том, что страна «должна слезть с нефтяной иглы» просто смешны. Ведь правительство не может собирать налоги с 90% экономики! И не может разумно распорядиться собранными налогами. При этом менять правительство ничего не хочет. План Минэкономразвития лишь подтверждает, что выход из тупика искать не собираются.
Правительство осуществляет «словесные интервенции». Попросту морочит головы гражданам. Нам говорили, что всё образуется. Что надо всем поднимать руки к небу и молиться: «Халява, вернись». Тогда, мол, что-то позитивное случится. Но, как видим, не случилось.
Совершенно непонятно, зачем нам такое большое участие государства в экономике. Зачем нам огромные госкомпании, которые подтвердили свою полную недееспособность. Мы видим колоссальные зарплаты у топ-менеджеров, слабые показатели работы. Но менеджеры не хотят уходить, чувствуют себя незаменимыми.
«СП»: — Но бесконечно кормить людей обещаниями невозможно.
— С чего вы это взяли? Опыт Латинской Америки показывает, что социальных потрясений не будет. Максимум, что может быть, это безобидные «марши пустых кастрюль». Все протестные волны, которые были в течение пяти последних лет, были немногочисленными. Да и все убедились, что бессмысленно что-то делать. Так что «гнить» мы будем достаточно долго.
«СП»: — Только наша страна не единственная на планете, существует еще конкуренция между государствами.
— Я не боюсь, что нас кто-то захватит. Наличие ядерного оружия — хорошая гарантия. Всё это страшилки. В 1950−60-е людям внушали, что главное не допустить войны, а трудности можно перетерпеть. И сейчас нам говорят, что если люди во власти сменятся, то страна погибнет. Я считаю, что не погибнет. Тому же Китаю намного выгоднее Африка, последние 20 лет он инвестирует туда, а не в Россию. Жить за Полярным кругом никому не хочется.
Нас пугают внешней угрозой, чтобы народ терпел. На самом деле, совершенно непонятно, почему десятки миллионов человек должны страдать ради счастья нескольких тысяч семей, которые даже деньгами разумно не могут распорядиться.
— Правительство продолжает искать монетарные методы решения всех проблем, — считает генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
— Правительство оказывает помощь финансовым институтам. Но материальное производство, реальный сектор экономики остается на втором плане. Как и люди, забота о которых должна быть первостепенной задачей.
Необходимо сокращать затраты и думать о росте производительности труда. Спрос должен стимулироваться платежеспособностью граждан. Значит, надо увеличивать реальные доходы. Тогда оживет и промышленность. На мой взгляд, мало уделяется внимания именно экономике труда.
Если мы изменим сам подход к решению проблем, то у страны будут шансы быстрее преодолеть кризис.
Конечно, очень важно доверие людей к действиям власти. Власть должна понять, что существует огромное недоверие к ней со стороны общества. Потому, что все трудности перекладываются на низшие звенья. Начинать же реформы надо сверху — сокращать государственный аппарат, сокращать документооборот, которым чиновники завалили все первичные организации. Необходимо прекратить всякие преобразования, которые не направлены на пользу делу, а лишь имитируют деятельность чиновников. Например, не надо проводить нынешнее слияние высших учебных заведений. Никто не может понять, какие цели этим преследуются, тем более что качество образования падает.
Безусловно, надо бороться с коррупцией. Она сегодня носит не бытовой характер, а связана с интересами слоя богатых. Полно «хлебных» мест, которые созданы для прикормки нужных людей. В результате, у молодежи пропадает мотивация чему-то учиться.
Власть должна подумать, насколько она честна перед людьми. Честность власти — мощнейший нематериальный рычаг, чтобы люди не опускали руки и вкладывали в экономику свой потенциал.
«СП»: — Как долго наш народ сможет вынести ухудшение жизни?
— Я не политик, а ученый. Занимаюсь только выработкой предложений. Но ухудшение жизни и «затягивание поясов» не может быть бесконечным. Это правительство должно как-то чувствовать. Думаю, сейчас то время, когда там должны задуматься.
В конце концов, у нас есть президент. Он понимает ситуацию. Просто сложно что-то менять, отказаться от услуг людей, которые носят нынешнюю парадигму. Но необходимо решиться на кадровые изменения, переформатирование госструктур. Это не просто, но необходимо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий