Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

суббота, 4 июня 2016 г.

Надежды юношей питают

 Экономика России: тупик или развитие?  

Положение российской экономики в текущий момент обсуждали на специальном круглом столе в информационном агентстве «Россия сегодня»

Бизнес, промышленность и торговля страны адаптировались к нынешним сложным условиям – так считают многие эксперты. Люди и компании привыкли к новым экономическим реалиям и их последствиям, похоже, долгосрочным. И смирились. При этом сам кризис еще не миновал, а его острая фаза плавно перешла в хроническую – так считают другие экономисты.

При этом все основные современные вызовы перед Россией остались – и перед государством, и перед бизнесом, и перед населением. Попросту говоря, все эти вызовы сводятся к одному вопросу. Наивному и даже, пожалуй, детскому, но от этого еще более серьезному: а, все-таки, как жить дальше?

Руководитель Центра перспективного финансового планирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Кристина Швандар отметила рост котировок на товарных биржах. Так, на 1% увеличилась стоимость цветных металлов, драгоценные металлы (платина и палладий) подорожали на 2%, а цены на золото дорожают еще больше.

«Наш экспортный потенциал дает экономике некоторые положительные стимулы, добавляя позитива в наш экспорт, - сказала эксперт. - Импорт потихонечку восстанавливается. Чуть только улучшается ситуация на мировых товарных рынках, наша экономика опять возвращается на импортноориентированные рельсы».

В результате несколько увеличиваются доходы сырьевых российских компаний. Это приводит к увеличение сборов налогов и отчислений в бюджет, часть которого перераспределяется в том числе и на внутренние нужды: выплату пенсий, зарплат учителям, врачам, чиновникам и государственным служащим. Это стимулирует внутренний спрос, однако россияне на внутреннем рынке пока предпочитают покупать импортные товары, за исключением некоторых секторов.

Утверждения о том, что российская экономика адаптировалась к новым условиям, директор института проблем глобализации Михаил Делягин называет черным юмором финансистов. Он апеллирует к экономическим показателям: в 2015 году экономический спад составил 3,7%, а за 4 месяца текущего года 1,5%. Розничный оборот в 2015 году снизился на 10% по официальным данным, а по опросам социологов официальная инфляция занижается в два раза, отмечает он.

Эксперт приходит к выводу, что рядовое населения России снизило уровень потребления на четверть. «Вот это и есть наша адаптация, на костях, грубо говоря», - подчеркнул он.

«Ресурсы для развития имеются внутри страны, - продолжил Михаил Делягин. – У нас в федеральном бюджете до сих пор без движения лежат 7,8 трлн. рублей, в Пенсионной системе еще 3 трлн. рублей размещены на фондовом рынке, - именно их можно направить на модернизацию системы ЖКХ в любой момент, когда захочется».

Выход экономист видит в оздоровлении российской экономики, для чего нужно провести модернизацию инфраструктуры и искоренить коррупцию. По его мнению, именно модернизация инфраструктуры позволит снизить издержки бизнеса и промышленных производств и приведет к оживлению деловой активности.

Искоренение коррупции также благотворно отразится на экономике страны, поскольку исключит нелегальную мзду, взятки и другие формы незаконных податей из товарно-денежных отношений. То есть теоретически, в случае искоренения коррупции, текущие расходы и затраты бизнеса на взятки и подати также исчезнут, что в идеале должно привести к снижению конечной стоимости российских товаров и услуг.

«Мы можем начать модернизацию, - убежден Михаил Делягин. – Но это будет очень болезненный процесс. Поскольку у нас полностью утрачена культура проектной деятельности, уничтожены инженерные и рабочие кадры, уничтожена система их подготовки».

Другие эксперты, не отвергая данную идею как таковую, отмечают, что обе эти задачи – стратегические и потребуется длительное время, чтобы их решить. А сколько именно времени придется «держаться» - они не уточняют.

«Нужно понимать горизонт достижения результата», - отметил проректор института труда и социальных отношений Александр Сафонов. Он напомнил, что Соединенным Штатам Америки для борьбы с коррупцией только в среде судейского комплекса и полиции потребовалось 50 лет.

Однако это не означает, что такие идеи не надо воплощать. Но пока не очень понятно, как. Похоже, что система противится подобным изменением, и по мере усилия попыток ее изменить это противостояние только увеличиться. Хотя на местах в регионах сейчас все больше появляется информации о разоблачениях очередного коррупционера, и следственные органы возбуждают все больше уголовных дел антикоррупционной направленности. Главное – чтобы это была не очередная кампанейщина, а регулярная и кропотливая работа, которая рано или поздно все же приведет если не к полной ликвидации коррупции, то, по крайней мере, к ее ограничению. Очень хочется на это надеяться.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий