С ветки "БЕРНАНКЕ В БЕРЛИНЕ" форума сайта "Дербентская стена" Часть19
Молчанов В.А.
Зарегистрирован: 13.04.2007
Сообщения: 145
Сообщение Добавлено: Ср Янв 16, 2008 7:23 am Заголовок сообщения: КУДА УПАДЁТ АМЕРИКА. ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ. Ответить с цитатой
КУДА УПАДЁТ АМЕРИКА. ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ.
Куда упадет Америка
15.01.2008, Ведомости
США грозит рецессия: безработица растет, прибыли компаний и расходы потребителей падают. Но долгой она не будет — США и мировую экономику поддержат развивающиеся страны.
Новый год принес американской экономике печальные известия. Безработица в декабре выросла до 5%. Это на 0,6 процентного пункта больше, чем в марте, когда процент безработных был самым низким с конца 2001 г. «С 1949 г. не было случая, чтобы столь значительный рост безработицы не сопровождался рецессией (за этот период было 10 рецессий)», — пишет в отчете Джон Райдинг, главный экономист по США банка Bear Stearns. В прошлом рецессия начиналась не позднее чем через три месяца после достижения уровня безработицы в 5%, отмечают аналитики Goldman Sachs. В декабре после 10 месяцев роста был отмечен спад в производственном секторе: индекс Института менеджеров по закупкам (ISM) снизился до самого низкого уровня с апреля 2003 г. Спад на рынке жилья и ужесточение условий кредитования вкупе с растущими ценами на топливо, похоже, начали подтачивать и главную опору американской экономики — ее потребителей, расходы которых формируют около 70% ВВП. На прошлой неделе несколько розничных компаний сообщили о снижении продаж в декабре и ожидающемся падении прибыли в IV квартале. Американцы сокращают покупки по кредитным картам, а просрочка по ним растет, заявили American Express и Capital One Financial. По данным Федеральной резервной системы (ФРС) США, инструменты кредитного рынка (ипотечные и автокредиты, задолженность по кредитным картам) составляют рекордные 18,7% активов домохозяйств, и «у них нет резервов, которыми можно было бы воспользоваться», говорит Пол Кэсриэл, экономист Northern Trust, оценивающий вероятность рецессии в 65%. Главный экономист J. P. Morgan Брюс Кэсман ожидает, что в I квартале рост ВВП будет нулевым, а главный экономист по США Morgan Stanley Ричард Бернер — что отрицательным.
В США фазы экономического цикла определяет Национальное бюро экономических исследований (NBER), которое оценивает рецессию как «значительное» снижение экономической активности в течение продолжительного времени, отражающееся на темпах роста ВВП, занятости, производства, продаж и доходов. Вероятность рецессии превысила 50%, заявил в интервью Bloomberg профессор Гарвардского университета и президент NBER Мартин Фелдстейн.
Коварная ипотека
Проблемы в экономике порождены спадом на рынке жилья и разразившимся в прошлом году кризисом в секторе высокорискованного ипотечного кредитования. Инвестбанки списали около $100 млрд ипотечных облигаций. Потери финансовых компаний вследствие падения стоимости кредитных инструментов, включая ипотечные облигации, дефолта заемщиков по кредитам и необходимости продавать их дома в условиях падения цен на недвижимость могут достичь $400 млрд, или 3% ВВП, заявили в ноябре Deutsche Bank и Goldman Sachs. Оценка ОЭСР скромнее — более $300 млрд, но все равно в абсолютном измерении она превышает потери от любого из предыдущих американских долговых кризисов.
Инвестбанки продавали облигации, обеспеченные различными кредитами, инвесторам по всему миру. Считалось, что уровень риска снижается благодаря его переносу из банковского сектора на рынок капитала, где работают миллионы инвесторов. Но это создало другую проблему: участники кредитного рынка теперь не знают, у кого и в каком количестве имеются эти облигации. Они также не знают, сколько эти бумаги стоят. Обеспеченная облигация делится на несколько траншей с разными уровнями риска, доходности, правилами погашения. Во многих выпусках по траншам с низким кредитным рейтингом основная сумма долга выплачивается по истечении трех лет и только при условии, что дефолты остаются на низком уровне. «Может, люди потеряют деньги, может, не потеряют — мы узнаем не раньше, чем через два-три года», — рассуждает Дэн Кастро, управляющий директор GSC Group, работающей на ипотечном рынке.
Неразбериху усугубили рейтинговые агентства, которые резко изменили оценку кредитных инструментов: порой даже транши с наивысшим рейтингом ААА были понижены до спекулятивного уровня. По оценке Credit Suisse, агентства понизили рейтинг по 70% бумаг с рейтингами А и ВВВ, выпущенных в 2006 г., когда выдавались наиболее рискованные кредиты. «Рынки капитала 2007 г. завалены трупами людей, которые считали, что цены высокорискованных облигаций достигли дна на уровне 90, 80, 70, 50, 40, 30 и 20 центов за доллар», — говорит Джеффри Гандлэч, директор по инвестициям TCW Group.
Другая проблема — падение стоимости обеспечения, т. е. домов. Благодаря низким процентным ставкам в 2001—2006 гг. цены на них, по данным Национальной ассоциации риэлторов, выросли на 50%. Рост позволял ипотечным банкам наращивать выдачу кредитов, в том числе рискованным заемщикам. Последние же надеялись рефинансировать кредит через несколько лет — ведь дом обязательно подорожает. Однажды надежды не сбылись: общенациональный индекс цен на недвижимость S&P/Case-Shiller упал с пикового значения во II квартале 2006 г. по III квартал 2007 г. на 5%. По прогнозу Moody’s Economy.com, к началу 2009 г. падение составит 12%, а учитывая различные скидки покупателям — более 15%.
По данным Inside Mortgage Finance, в 2006 г. в США было выдано высокорискованных ипотечных кредитов на $600 млрд, или 21% от всех ипотечных кредитов (в 2001 г. — $160 млрд, или 7%). А объем выпуска бондов, обеспеченных высокорискованными кредитами, составил в 2006 г., по данным Moody’s, $475 млрд. Всего же в 2006 г. было выдано ипотечных кредитов на $2,5 трлн, из них были секьюритизированы кредиты на $1,9 трлн. «Старомодные инвесторы вроде меня ожидали, что обвал начнется раньше», — признается Джордж Сорос.
Спад на рынке обеспеченных ценных бумаг и жилья заставляет банки сокращать объемы кредитования и увеличивать стоимость заемных средств. Даже снижение ставок ФРС может не помочь, поскольку «основная проблема — это проблема доверия в финансовом секторе», считает Фелдстейн. «Фактически мы наблюдаем распад современной банковской системы, системы кредитования на заемные средства, которую так сложно понять, что даже председателю ФРС Бену Бернанке пришлось пройти курс переподготовки и получить разъяснения от управляющих хедж-фондами на специально организованной встрече в августе», — считает Билл Гросс, управляющий директор PIMCO.
Тигры помогут
Гросс полагает, что рецессия началась в декабре и продлится четыре-пять месяцев. В 2004—2005 гг. жилищный сектор добавлял около 1 п. п. росту ВВП, отмечает Марк Занди, главный экономист Moody’s Economy.com. Спад в жилищном секторе отнимет у роста ВВП более 1 п. п. в 2007 г. и 1,5 п. п. в 2008 г., считает он. Goldman Sachs на днях повысил прогноз падения цен на недвижимость с 15% до 20—25%.
Спад не будет продолжительным, считает большинство экспертов. «Банки ужесточают стандарты кредитования, но это не означает, что они будут отказывать клиентам с хорошей кредитной историей и балансом», — говорит главный экономист Торговой палаты США Мартин Регалиа, добавляя, что мелкие компании по-прежнему занимают деньги по приемлемым ставкам. Снижение темпов роста капиталовложений будет умеренным, согласен Goldman Sachs.
Рост ВВП в IV квартале составил 0,9% в годовом исчислении, свидетельствуют данные опроса 54 экономистов, проведенного The Wall Street Journal 4—8 января; по итогам 2007 г. рост составил 2,5% (в 2006 г. — 2,6%). В 2008 г. согласно консенсус-прогнозу он будет 2%. Самую пессимистичную оценку дает Goldman Sachs (-0,4%), но, как и остальные эксперты, экономист банка Иан Хатциус ожидает оживления экономики в конце 2008 г. и ее восстановления в 2009 г. В оценках экономистов длительность рецессии «не слишком варьируется: около трех кварталов — и все», говорит Дэвид Уисс из Standard & Poor’s.
Чтобы поддержать рост, ФРС придется в 2008 г. снизить ставки до 2,5—3%. Merrill Lynch прогнозирует даже 2% к середине 2009 г.
Экономика устоит благодаря компаниям, ориентированным на экспорт, считают аналитики. «Беспомощность внутренних рынков США, Великобритании и части стран еврозоны» будет контрастировать с «удивительно высокими темпами роста экспорта в развивающиеся страны», пишут экономисты HSBC Стивен Кинг и Стюарт Грин. HSBC ожидает, что в 2008 г. рост в развивающихся странах составит 7% (в 2007 г. — 7,3%), Citigroup — 6,9% (7,1%). Merrill Lynch считает, что рост мировой экономики без учета США замедлится с 6% до 5,6%.
Дон Ханна, начальник отдела анализа развивающихся рынков Citigroup Global Markets, полагает, что страны — производители нефти и азиатские страны в наименьшей степени подвержены последствиям замедления экономики США. Несмотря на него, потребление нефти в мире вырастет на 2,5%, прогнозирует Международное энергетическое агентство; только в Китае спрос увеличится на 5,7%. При этом возможности по увеличению добычи столь малы, что «на цену нефти может повлиять любая мелочь», говорит Фатих Бирол, главный экономист агентства.
Михаил ОВЕРЧЕНКО
Источник: Ведомости
Мнение эксперта: Поворотный момент
15.01.2008, Ведомости
Мы являемся свидетелями исторического момента для мировой экономики. То же самое я чувствовал во время финансового кризиса в развивающихся странах в 1997—1998 гг. и в 2000 г., когда взорвался пузырь на рынке акций технологических компаний. Нынешний кредитный кризис может быть столь же важным поворотным пунктом для финансовых рынков. Почему? Позвольте перечислить.
…
Первое и самое главное: то, что происходит сегодня на кредитных рынках, — огромный удар по англосаксонской модели финансового капитализма, ориентированного на финансовые транзакции. От выдачи высокорискованных кредитов (людям без дохода, без работы, без активов) до размещения среди инвесторов активов (и присвоения им благоприятных кредитных рейтингов), которые оказалось почти невозможно понять, оценить или продать, — все эти действия пронизаны некомпетентностью и конфликтом интересов. Когда произошел перелом, ведущие финансовые рынки впали в кому.
…
Во-вторых, эти события поставили под сомнение работоспособность системы секьюритизированного кредитования, по крайней мере в ее нынешнем виде. Объяснение (которое, признаюсь, я принял) было следующим: такая система позволит перенести риск, возникающий в результате привлечения коротких денег для выдачи долгосрочных кредитов, с участников банковской системы на плечи тех, кто лучше всего способен нести его. На самом деле риск был перенесен на плечи тех, кто хуже всего был способен его понять.
…
В-третьих, кризис поднял вопрос о роли центральных банков и регуляторов. Например, как далеко распространяются во время кризиса обязанности центральных банков в качестве кредиторов последней инстанции? Должны ли они, как призывают некоторые, становится маркет-мейкерами последней инстанции для участников кредитных рынков? Что, если быть точнее, должны делать центральные банки, когда испаряется ликвидность на важных рынках? Насколько после всего случившегося верна идея, что мы можем полагаться на то, что финансовые институты могут адекватно управлять рисками на основе собственных моделей его оценки? Чего было бы разумно ожидать от рейтинговых агентств? Рынок ипотеки США вряд ли можно считать terra incognita. Если банки и рейтинговые агентства ошиблись, что еще нужно поставить под сомнение?
…
В-четвертых, помните, как официальные лица США читали лекции (например, японцам) о важности того, чтобы как можно скорее обеспечить прозрачность рынков и позволить ценам активов достичь равновесия? А теперь мы видим, как Генри Полсон, министр финансов США, пытается организовать банки в картель, который бы собирал в «суперфонде» ядовитые секьюритизированные активы. Более того, в попытке стабилизировать ситуацию на рынке жилья минфин напрямую вмешивается в процесс установления процентных ставок по ипотечным кредитам. Может, это и хорошие идеи, хотя я сильно в этом сомневаюсь. Но они не соответствуют тому, что США традиционно рекомендовали другим странам, оказавшимся в подобном положении. Теперь люди недолго будут сохранять на лице серьезную мину, слушая, как американские политики читают им лекции о достоинствах свободных финансовых рынков.
…
В-пятых (и здесь мы переходим от вопроса о работе финансовой системы к вопросу о глобальных макроэкономических последствиях кризиса), кризис свидетельствует о необходимости переоценки риска. Он также положил начало процессу осознания инвесторами необходимости вкладывать в более прозрачные и ликвидные активы. Подобная коррекция крайне желательна, но она была выборочной. Поразительно, что развивающиеся рынки стали тихой гаванью, в то время как инвесторы бежали с ипотечного рынка США. В развивающихся странах это могут считать сладкой местью. Не стоит слишком рано радоваться. Сегодняшних любимчиков завтра могут без всякой жалости низвергнуть с пьедестала.
…
В-шестых, последние события свидетельствуют о возможном снижении роли США как потребителя последней инстанции в мировой экономике. По прогнозу ОЭСР, конечный внутренний спрос (частное и государственное потребление и инвестиции в основной капитал) вырос в США в 2007 г. на 1,8% после роста на 2,7% в 2006 г. ОЭСР прогнозирует дальнейшее замедление в 2008 г. до 1,4%. Торговый дефицит США сокращается, и увеличение экспорта добавит росту ВВП в 2007 г. 0,5 процентного пункта, а в 2008 г. — 0,4 п. п. (в 2005—2006 гг. рост торгового дефицита отнял у роста ВВП 0,2 п. п. и 0,1 п. п. соответственно). Это означает, что если в предыдущие годы США давали стимул для роста экспортерам других стран, то теперь другие страны дают стимул их экспортерам. Кредитный кризис, скорее всего, ускорит этот процесс. США нужен быстрый рост экспорта, опережающий рост импорта. По этой причине правительство сквозь пальцы смотрит на падение доллара — пока оно не породит серьезные опасения относительно ускорения инфляции.
…
В-седьмых, в США возможна рецессия. Начнется ли она, зависит в основном от потребителей. Они уже давно тратят больше, чем зарабатывают; их сбережения ничтожны, а долги огромны: объем ипотечных долгов вырос с 63% от располагаемого дохода в 1995 г. до 98% в 2005 г. Эта тенденция вряд ли может продолжаться в ситуации падения цен на дома. Нежелание (или неспособность) потребителей брать кредиты в таких объемах снизит эффективность денежно-кредитной политики США. Это, в свою очередь, делает слабый доллар и быстрый рост экспорта еще более важными факторами.
…
И последнее (но от этого не менее важное). Кредитный кризис может иметь большие последствия для игры «передай дефицит», которая в последние десятилетия стала характерной чертой мировой экономики. Если большой дефицит счета текущих операций образовывался у развивающихся стран, они почти неизбежно оказывались в кризисе. В последнее десятилетие роль страны с большим (и все растущим) дефицитом взяли на себя США — вместе с ролью заемщика последней инстанции. Эта эпоха, возможно, закончилась. Однако у Китая, Японии, стран — экспортеров нефти и Германии профицит счета текущих операций продолжает расти. Чтобы в мире была макроэкономическая стабильность, на замену США должны прийти новые кредитоспособные заемщики. Если США перестанут абсорбировать избыточные сбережения в странах по всему миру, какие страны смогут и захотят делать это?
Опыт учит нас, что финансовый шок меняет модели кредитования и расходов в мире. То же произойдет и в результате нынешнего кризиса, возникшего в сердце мировой экономики. Вопрос в том, насколько стабильной и динамичной окажется в результате мировая экономика.
Мартин ВУЛФ, обозреватель газеты Financial Times
Источник: Ведомости
Комментариев нет:
Отправить комментарий