Центробанк России капитулировал перед инфляцией?
В четверг российский Центробанк в пятый раз за год повысил ключевую ставку: с 5,5% в январе 2014 до 10,5% в декабре. Экономист Алексей Михайлов* полагает, что это путь в тупик, а реальным выходом окажется либо повышение учетной ставки в разы, либо столь же резкая девальвация рубля.
Центробанк сделал ставку на сдерживание инфляции, независимо от рисков усиления спада экономики. При этом тот же ЦБ прогнозирует в России нулевой экономический рост в будущие два года. Похоже, что этот путь ведет в тупик.
Инфляция неожиданно для ЦБ вырвалась из-под контроля в августе-сентябре этого года: во-первых, из-за российских контрсанкций (ограничения на импорт из стран, которые ввели санкции против России) и, во-вторых, из-за ускоренной девальвации рубля. Пик инфляции прогнозируется теперь на I квартал 2015, и она станет двузначной (свыше 10% годовых).
Впервые в этом веке в России можно будет говорить о стагфляции (стагнация, т.е. нулевой рост в сочетании с высокой инфляцией). Это означает тупик экономической политики, потому что меры против стагнации разгоняют инфляцию, а антиинфляционные меры – усиливают спад в экономике. ЦБ сделал выбор – бороться с инфляцией.
Но парадокс заключается еще и в том, что ЦБ может сдерживать рост цен только монетарными методами (рост процентной ставки, ограничения на рост денежной массы). Это эффективно, когда речь идет об инфляции спроса, т.е. когда расширение спроса, вызванное мягкой денежной политикой, тянет за собой цены.
Однако разгон инфляции в России носит явно немонетарный характер, он толкается вперед давлением со стороны издержек (рост тарифов на услуги естественных монополий, сокращение предложения товаров из-за санкций, девальвация рубля). В этих условиях борьба с инфляцией монетарными методами крайне малоэффективна, хотя столь же вредна для экономического роста.
ЦБ это понимает и прогнозирует на будущий год инфляцию, лишь немного меньше, чем инфляция этого года – 8% против примерно 10%. И тем не менее, никакой другой стратегии ЦБ предложить не может.
Это связано с тем, что любые попытки ослабить денежную политику для стимулирования экономики упираются в падение курса рубля. Кредиты Центробанка идут не в реальную экономику, а в высокоприбыльную спекулятивную игру на валютном рынке. И противопоставить этому ЦБ нечего.
Выровнять ситуацию с помощью паритета процентных ставок невозможно – за последний месяц рубль упал на 18%, для обеспечения равнодоходности надо было бы повысить ключевую ставку до 200% вместо 10,5%.
Любые административные меры на рынке (обязательная продажа валюты, ограничения на вывоз капитала) будут очевидно иметь только обратный эффект – ускорения оттока капитала из России.
Это ловушка в ловушке, и Центробанк в самом ее центре.
Выход может быть найден, только если за пределы действующей денежной парадигмы. Если узел финансовых противоречий не удается распутать – его надо разрубить.
Это либо резкое повышение ключевой ставки (в разы, а не на проценты), либо опять же резкая опережающая девальвация рубля (состоявшейся девальвации на 50-60% за этот год явно недостаточно).
Но если первое практически не имеет положительных эффектов, то второе дает доходы экспортерам, ограничивает импорт и стимулирует импортозамещение, увеличивает доходы бюджета.
Рыночные ожидания последующего укрепления рубля могут сделать эффективным и безопасным ослабление денежной политики. Всё это будет стимулировать экономический рост.
Но пойти на резкую упреждающую девальвацию Центробанку очень трудно по политическим основаниям. При упорном проведении существующей денежной политики Россию ждет потерянное десятилетие — аналогично потерянному двадцатилетию (1990-2000-е года) в Японии с нулевыми темпами роста экономики и цен.
Алексей Михайлов
Источник: bbc.co.uk
Комментариев нет:
Отправить комментарий