Доживем ли до капремонта?
Вокруг нового вида поборов разгораются нешуточные страсти. И без того немалые затраты россиян на ЖКХ заметно выросли. Но если отопление и канализация необходимы, что называется, здесь и сейчас, то взнос на капремонт – своего рода плата за счастливое будущее, которое, как мы знаем из своего горького опыта, не наступает никогда.Обязанности без прав
Для начала совершим краткий юридический экскурс в недавнее прошлое. Когда в самом начале 90-х началась приватизация жилья, квартиры переходили в собственность их обитателей на безвозмездной основе. Но романтический период казенного альтруизма длился недолго. Власти скоро сообразили, что в конструкции с бесплатным сыром отсутствует ключевой элемент – мышеловка.
Если первоначально объектом приватизации было только жилое помещение, то ситуация кардинальным образом изменилась с 1 января 1995 года после введения в действие первой части Гражданского кодекса РФ. Данный правой акт установил, что собственникам помещений (квартир) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одной квартиры.
Получается, что тем россиянам, кто приватизировал к тому времени свои жилища, задним числом в качестве нагрузки всучили «общее имущество», которое государство в свою очередь ловко сбыло с рук.
Причем, это квазиимущество не выделяется в натуре, его нельзя ни продать, ни наследовать, оно отсутствует в структуре сделки купли-продажи, с него не взимается налог на недвижимость. Возникает вопрос – а на самом ли деле речь идет о собственности и праве, из которого на практике вытекают одни лишь обязательства? Юристы не в состоянии дать четкий ответ на этот вопрос. Так известный правовед Г.Ф. Шершеневич сетует, что «общая собственность … представляет значительные трудности для уяснения ее юридической природы». Если у специалистов данный пункт вызывает «значительные трудности», что же говорить о рядовых гражданах...
Похоже, что сомнительное «право на долю в общем имуществе» понадобилось государству лишь для того, чтобы перенести все тяготы обслуживания многоквартирных домов на плечи собственников. С 1995 года законодательство продвинулось в данном направлении настольно далеко, что сегодня положения принятого позднее Жилищного кодекса уже не стыкуются с ГК РФ, что опять же признают правоведы. Именно Жилищный кодекс (ст. 30, 36 и ст.158) возложил на собственников квартир ответственность за содержание этого самого фантомного «общего имущества». Отсюда остался один шаг до закона от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ и соответствующих поправок к ЖК РФ, которые обязали собственников за свой счет проводить капремонт.
Мышеловка захлопнулась…
Один за всех, все за одного
Впрочем, российская бюрократия изменила бы своей многовековой сути, если бы не породила противоречия в законодательной базе, которые ставят гражданина в тупик. Так до сей поры действуют положения закона о приватизации жилого фонда (ст.16), которые сохраняет за бывшим наймодателем, то бишь государством, обязанность произвести капитальный ремонт, если таковой требовался на момент начала приватизации. Данное положение, актуальное для подавляющего большинства МКД (многоквартирных домов), власть проигнорировала. Получается, что жители «старых» домов советской постройки, перечисляя сегодня взносы на капремонт, платят не только за «того парня», которому посчастливилось жить в доме, который попал в начало очереди на реконструкцию, но и за государство, не выполнившее обязательства, возложенные на него законом.
Казалось, обитатели «новых» постсоветских домов избавлены от сомнений и раздумий, ведь они приобрели недвижимость у частного застройщика, и государство им как бы ничем не обязано. Но - «в каждой избушке свои погремушки». Во-первых, платить этой категории собственников, как правило, приходиться больше, поскольку метраж квартир в среднем выше. Во-вторых, если жильцы «старых» домов хотя бы имеют основания рассчитывать на капремонт в обозримом будущем, то в случае с «новыми» домами речь идет о нескольких десятилетиях.
Многие пожилые люди, с которых сегодня берут деньги за капремонт, попросту не увидят его при жизни, ведь программы рассчитаны на срок до 2040 года.
Скепсис подкрепляет знакомство с графиками работ по реконструкции МКД, где кривая растет по экспоненте – чем дальше, тем больше объемы. Так в Челябинской области в 2015 году капремонт коснется 2% домов, включенных в региональную программу, в 2016 году – менее 4%. В соседней Свердловской области ситуация оптимистичнее, но ненамного: 3,3% в текущем году и 6% в будущем. По сути, львиная доля работ откладывается на потом, что невольно порождает предположения об элементарном жульничестве, или, скажем мягче, о желании правительства решить сиюминутные проблемы, не задумываясь о будущем.
Как в настоящий момент выполняются и без того скромные планы, можно судить на примере Саратова, где в 2015 году должны были отремонтировать 458 домов, по факту же к середине сентября работы закончены в двух и продолжаются в четырех. Городская администрация сетует на то, что на нужды капитального ремонта собрано 33% от выставленных счетов. Но если удалось собрать ровно треть необходимых средств, почему же у отцов города дошли руки только до 1,5% запланированных объектов? Согласитесь, совершенно неприличная пропорция.
Новый порядок оплаты капремонта нередко сравнивают с финансовой пирамидой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий