Минэкономразвития добивается от ЦБ смены курса
Кремлевская партия сильного рубля против 33 рублей за доллар

  Андрей Клепач против укрепления рубля. 
Центробанк (ЦБ) должен прекратить укрепление рубля, которое создает угрозу национальной экономике. С таким призывом выступил вечером в воскресенье замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Независимые экономисты советуют ЦБ ослабить рубль хотя бы до 33 руб. за доллар. Однако против этого выступает кремлевская партия сильного рубля. Впрочем, некоторые эксперты считают, что влияние курса рубля на динамику ВВП в условиях нынешнего кризиса слишком преувеличено и даже слабый рубль вряд ли ускорит экономический рост.

Выступая в воскресенье на Российском финансовом форуме в Швейцарии, замглавы Минэкономразвития (МЭР) Андрей Клепач заявил, что в ближайшие два-три года в случае сохранения либеральной курсовой политики российского ЦБ произойдет укрепление рубля, что «резко ухудшит конкурентоспособность практически всех секторов экономики». «Это не означает, что ЦБ ведет себя неправильно, он ведет себя в соответствии с той политикой, которую принял и которую в этом пункте поддерживает и правительство, – объясняет замминистра. – Но эту политику надо бы скорректировать, потому что риски слишком велики».
Как объясняет главный экономист Центра развития Валерий Миронов, тут сталкиваются два подхода к факторам экономического роста. С одной стороны, МЭР считает, что укрепление рубля и следующий за ним рост импорта негативно сказываются на отечественной промышленности, так как доходы населения идут на покупку импортных товаров. С другой стороны, ЦБ пытается затормозить инфляцию за счет укрепления рубля и удешевления импортных товаров, а снижение инфляции, в свою очередь, должно стимулировать сбережения населения, инвестиции, кредитование. «Однако меня настораживает тот факт, что в конце 2009 года и даже в январе–феврале 2010 года у нас инфляция резко снизилась, – говорит Миронов. – И ЦБ борется с призраками. Поэтому действительно имеет смысл отложить переход к свободному курсу на период этого года, когда инфляция и так будет низкая в силу стагнации спроса».
«При текущем курсе 30 рублей за доллар экономика лежит на боку, – рассуждает экономист. – Поэтому рубль надо ослабить хотя бы на 10%». Но сама по себе девальвация – не панацея, она обязательно должна сопровождаться созданием импортозамещающих производств, и тут снова встает вопрос стимулирования инвестиций.
Впрочем, многие экономисты считают, что в Минэкономразвития преувеличивают влияние курса рубля на экономический рост – особенно в условиях нынешнего кризиса. «Некоторое негативное влияние укрепления рубля существует, но оно несущественное. Куда очевиднее долгосрочное положительное влияние, ведь дорогой рубль способствует импорту современного оборудования, производительности труда, повышению эффективности экономики», – замечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Дорогой рубль теоретически может негативно влиять на автопром, сельхозпроизводителей и на экспортеров в обрабатывающих секторах. Но экспорт обрабатывающих предприятий невелик, российский автопром в системном кризисе, на который курс рубля не влияет, а сельское хозяйство, напротив, на подъеме из-за роста внутренних цен, и дополнительная курсовая поддержка ему не нужна.
«Надежды на повторение положительного эффекта девальвации 1998 года сегодня напрасны», – считает Гурвич. Тогда рост экономики объяснялся не импортозамещением, а резким увеличением доли прибыли компаний за счет сокращения доли оплаты труда. В нынешний кризис доля оплаты труда почти не сократилась, а доля прибыли компаний упала настолько, что ее не компенсировать изменением курса, считает экономист.
Эксперты уверены: несмотря на свои демарши, МЭР не в состоянии реально изменить политику Центробанка. «Даже вместе с Минфином МЭР не заставит ЦБ отказаться от политики плавающего курса, – утверждает президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин. – Это мог бы сделать Медведев, но в администрации президента довольно мощное лобби, выступающее за сильный рубль». (О кремлевской партии сильного рубля «НГ» писала 28.10.09.) И если все на самом деле так, то нетрудно догадаться, чьи именно интересы отстаивает это лобби. Ведь, напоминает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов, «крепкая национальная валюта традиционно играет на руку только импортерам».
Хотя некоторые эксперты не так апокалиптичны в своих предположениях. За ЦБ стоят банки, а им тоже нужен экономический рост. «Банки набрали много дорогих депозитов в начале прошлого года, и сейчас эти дорогие депозиты надо оплачивать, тогда как кредитование снижается, – поясняет Миронов. – Поэтому никаких принуждений и не потребуется. Еще два месяца стагнации, и ЦБ сам пойдет на необходимые для оживления экономики меры». Однако полный «возврат к докризисной политике жестко управляемого и предсказуемого курса рубля невозможен», – уверен Гурвич.
----------------------------------------------------------------
Кому мешает крепкий рубль 
 Актуальный архив
Просматриваю прессу о встрече В. Путина с А. Кудриным и ломаю голову: о чем это они говорят? Просто ничего не могу понять. Похоже, что и многие журналисты, описывающие встречу, ничего   не поняли.
«Слишком сильный рубль, по мнению президента, способен подорвать конкурентоспособность национальной экономики», - пишет газета «Коммерсант».
Как может подорвать национальную экономику сильный рубль? Сильный, я беру ими используемое выражение, может урезать доходы сырьевых монополий, поставляющих углеводородное сырье на мировой рынок, но никак не подорвет, а скорее укрепит позиции производителей в других отраслях. Американцы, в последнее время делают все, чтобы укрепить доллар, понимая, что это основа стабильного существования американских производителей. А у нас, оказывается, все наоборот.
На невнятное заявление Путина, Кудрин еще боле запутанно отвечает: «Основные меры по предотвращению укрепления,- отвечает Алексей Кудрин, - это меры правительства, но как только правительство увеличивает свои расходы за счет нефтегазовых доходов, это угрожает дополнительным укреплением. В рамках того прогноза, который мы сейчас подготовили, мы сможем удержать в запланированных параметрах укрепление».
Кудрину бы придерживаться какой-то одной системы координат, а не заявлять абсолютно противоречащие утверждения. Депутатам и народу он говорит, что дополнительные расходы вызовут инфляцию, а поэтому их необходимо ограничивать, а, в данном случае, от увеличения расходов, за счет нефтегазовых доходов, по мнению министра, произойдет укрепление рубля. Как произойдет укрепление? Ведь расходы будут делаться в рублях, а не в долларах, а поэтому произойдет увеличение рублевой массы, по отношению к товарам, и тому же доллару, что соответственно понизит реальную стоимость рубля, а не укрепит.
Журналисты "Ведомостей" Александра Петрачкова, Александр Беккер, так и оценили ситуацию: "Укрепление рубля может угрожать экономике, в особенности реальному сектору, считает Владимир Путин. Поэтому Минфину и Центробанку придется одновременно бороться с инфляцией и укреплением курса».
Похоже, что чиновники Минфина и ЦБ, слишком рьяно взявшиеся бороться с инфляцией, по просьбе президента, наступили, на мозоль сырьевых гигантов, да так больно, что сам Владимир Путин, взялся поддержать инфляцию. 
«Президент просит срочно замедлить темп укрепления национальной валюты», - выдает "Время новостей";   "Путин поручил притормозить рубль", - пишет Лариса Кафтан в «Комсомольской правде».
 О том, что укрепление рубля, невыгодно сырьевым монополиям, и президент этим озабочен, Владимир Путин и не скрывал. Президент сообщил, что встречался с представителями крупных компаний, "у них еще есть запас прочности", но стремительное укрепление рубля может создать для них проблемы. Их товары становятся все дороже в сравнении с импортом и проигрывают мировую конкуренцию. Как собирается спасать положение правительство?»
А в области производства, каких товаров мы конкурируем, если 70% нашего экспорта составляет сырье? 
"Мы должны противодействовать укреплению рубля всеми доступными методами!" – самоотверженно и с радостью заявил министр. И как ему не радоваться! Ведь все это время Кудрин только это и делал, в угоду крупным монополиям, поставляющим на мировые рынки нефть, газ, металлы, лес, и так далее. Ну, а теперь, он еще и от президента получил поддержку. Так что теперь ждите нового роста цен, так как Кудрин начнет бороться с укреплением рубля с удвоенной энергией.  
Нет никаких сомнений, что Путин склонился на сторону сырьевых монополий. Так и только так можно охарактеризовать заявления президента, сделанные им на встрече с главой Минфина Кудриным. Полгода назад президент ставил задачу по укреплению рубля, сокращению инфляции, конвертируемости рубля, а сейчас, под давлением хозяев сырьевых магнатов, разворачивает всю политику в обратную сторону.
«Как он выяснил после “контактов с бизнесом”, курс на укрепление рубля может повредить российской экономике.- Пишет газета «Ведомости». - И вот перед ЦБ и правительством, по сути, поставлена тройственная задача: не допустить роста инфляции, сдержать укрепление рубля и по-прежнему увеличивать расходы государства. При таких вводных стоит ожидать интересного политического сезона. Если не отставки, то серьезные провалы гарантированы: задача, поставленная президентом, невыполнима.
Ситуация так и останется патовой, если не отказаться от одной из трех задач — при соблюдении лишь двух вводных уравнение можно будет решить».
«Укреплять рубль российским властям было удобно, чтобы подавить инфляцию. Но теперь, когда президент приказал этого не делать, перед Минфином и Центробанком встает необычайно сложная задача - и рубль не укреплять, и с ростом цен бороться. - Непонимающе вопрошает "Известия". – Значит, вперед инфляция».
Под натиском интересов сырьевых монополий прогнулся не только президент, но и правительство, которое разработало трех летний план по сокращению бюджетных поступлений от продажи углеводородного сырья. За три года доля налога на добычу (НДПИ) и экспортных пошлин в доходах бюджета сократится с 50 % до 30 %". Это, по мнению Кудрина, и есть путь сокращения зависимости бюджета от цен на нефть. Вот, только нефтяные магнаты и их лоббисты в правительстве, как видимо нисколько не пугаются своей зависимости от нефтяных доходов, а вовсю качают нефть и благодарят своих благодетелей.
Иван Тевризский
23.08.2006