Моральный кодекс строителя капитализма
Минэкономразвития разработало этические нормы для своих сотрудников
Не использовать в публичных выступлениях слова "доллар" и "евро", не брать дорогие подарки, не участвовать в политике, не курить и не нарушать дресс-код - таковы требования этического кодекса Минэкономразвития.
В числе госструктур, где уже действует свод правил служебного поведения сотрудников, теперь и главное экономическое ведомство страны. Документ опубликован на сайте Минэконом-развития.
Помимо традиционных общих требований - не грубить коллегам и посетителям, придерживаться делового стиля в одежде, по возможности не курить и уважительно относиться к журналистам, в кодексе этики МЭР содержится любопытное напоминание о том, что в публичных выступлениях и комментариях для СМИ сотрудники ведомства обязаны использовать только название российской валюты. О существовании долларов, евро и условных единиц разрешено вспоминать лишь в исключительных случаях, когда "это необходимо для точной передачи сведений, предусмотрено законодательством РФ, международными договорами или обычаями делового оборота".
Отучить чиновников выражаться в "у.е." в России пытаются не первый год. В 2006 году такой законопроект был внесен в Госдуму. Проявив редкое единодушие, в его разработке поучаствовали сразу три фракции - "Единая Россия" ЛДПР и "Родина". Год спустя пункт аналогичного содержания появился в указе Владимира Путина, занимавшего тогда президентский пост. В 2009-м упоминать слово "доллар" госслужащим запретил еще и Дмитрий Медведев. "В том, что запрет сейчас "всплыл" в этическом кодексе Минэкономразвития, нет ничего удивительного. Чиновники блюдут политику партии, - считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Другое дело, что рубль в такой поддержке уже не нуждается. Это было актуально, когда страна пыталась избавиться от наследия 90-х. В то время и на бытовом, и на государственном уровне все считали в долларах".
На совесть в кодексе прописаны антикоррупционные меры. Документ пресекает любые попытки сотрудников ведомства извлечь выгоду из своего служебного положения. Им запрещается получать материальное вознаграждение, принимать подарки (за исключением тех, что стоят меньше трех тысяч рублей), открыто симпатизировать политическим партиям. О предложении денежной мзды кодекс предписывает сразу сообщать куда следует. Тяжелее всего, как всегда, приходится начальникам. Они должны следить не только за "чистотой собственных рук", но и за тем, чтобы взятки не брали подчиненные.
Этический кодекс МЭР повторяет большинство норм, уже прописанных в российском законодательстве. Подобные документы принимают сейчас и другие ведомства, тем более что утруждаться особо не надо: в ноябре прошлого года Минздравсоцразвития презентовало "образец" - типовой этический кодекс, который госструктурам было рекомендовано взять за основу.
Моду на "кодексы чести" эксперты объясняют тем, что Россия таким образом пытается выполнить взятые на себя международные обязательства по борьбе с коррупцией. "На то, что кодексы могут реально изменить ситуацию, надежды мало. Да, в наших госведомствах внедряются правила, принятые во всем мире. Но в России коррупция другая, и западные подходы к решению этой проблемы здесь не работают", - говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Неэффективны кодексы еще и потому, что их исполнение контролируют сами же чиновники.
Актуальный архив
Кого развивает МЭРТ, или кто подсадил страну на импортное мясо?
Есть у нас в стране Министерство экономического развития и торговли, которое, по своей идее должно заниматься развитием экономики. Но на поверку оказывается, что оно выполняет несколько иные задачи. И как выяснилось МЭРТ вновь добилось увеличения квот на ввоз мяса из-за границы. За последние годы это не первое увеличение. Если в 1994 году Россия ввозила 370 тысяч тонн мяса, а в 1995 году – 500 тысяч тонн, то в этом году будет ввезено 1, 520 млн. тонн.
«В этом году импортная квота на мясо птицы составляет 1,05 млн. тонн. Квота разбита по странам-поставщикам. Самая большая доля у США (47%) и ЕС (18%). Квота на свинину составляет 450 тыс. тонн, на говядину - 20 тыс. тонн. Обе квоты также расписаны по странам поставщикам. 100% квот на мясо птицы и 90% квот на говядину и свинину распределяются МЭРТом между импортерами пропорционально объемам ввоза в предыдущие году. 10% квот на говядину и свинину продается с аукциона». Справка газеты «Известия».
У любого здравомыслящего гражданина, а особенно если он занимается сельским хозяйством, познакомившись с этой коротенькой справкой газеты «Известия», сразу возникает множество вопросов: Что же происходит в стране? Почему из года в год растут квоты на ввоз мяса? Почему не создаются условия для развития отечественного производителя мяса? Почему квотами на ввоз мяса занимается МЭРТ, а не Министерство сельского хозяйства, которое и отвечает за продовольственную часть экономики? У нас что, ощущается острая нехватка мяса? Но, скоре всего, он не найдет простых и понятных ответов, а чиновники из МЭРТа, даже и не удосужились обосновать свою позицию. Не посчитали нужным внятно объяснить, что они преследуют, увеличивая квоты на ввоз мяса.
Вот и приходится самим, дабы понять, что происходит, докапываться до причин столь неприятного явления. Я не думаю, что увеличение ввоза мяса будет способствовать развитию отечественного сельского хозяйства. И даже наоборот. Как заявили животноводы, на заседании комитета по аграрно-продовольственной политике Совета федерации: «Увеличение квот на ввоз мяса из-за границы на 20%, одобренное МЭРТом, окончательно задушит российского производителя». А птицевод Сергей Лисовский вообще заявил, что МЭРТ решает свои сомнительные сиюминутные задачи и не думает о нас, гражданах, и что это предательство.
Не думаю, что чиновники МЭРТ озабочены тем, что есть ли у простого гражданина на столе мясо или нет, так как характер данного министерства и его руководителей ясно прослеживается, в том, как они проводили реформу по монетизации льгот. Если бы они действительно были озабочены увеличением потребительской корзины наших граждан, то не раскручивали бы инфляцию, а способствовали бы повышению покупательной способности населения, увеличению реальных доходов. Но и этого мы не наблюдаем.
Объяснение чиновника МЭРТ, Вячеслава Грушецкого, что мясо будет, ввозится из-за границы, так как он не вегетарианец, ничего, кроме усмешки не вызывает.
Так чем же в действительности вызван из года в год увеличивающийся ввоз мяса в Россию? Хотя, потребление его не растет, ввиду снижающегося уровня жизни большинства населения. А тем, что производства мяса в самой России неуклонно падает, ввиду, высоких монопольных цен на топливо, высоких цен на технику, на удобрения и дороговизны кредитов, отсутствие лизинга и государственных программ по развитию сельского хозяйства. Деревня умирает и это ни для кого ни секрет. Вот бы чем надо заниматься МЭРТу. Обеспечивать благоприятные условия для отечественного производителя. Действительно способствовать развитию. А они, как видим, под видом заботы о потребителе, наоборот удушают сельское хозяйство.
Если не выдумывать причины, а назвать кто в этом заинтересован, то получается, что прежде всего заинтересован посредник, ввозящий мясо, и зарабатывающий деньги на этом, да само министерство, торгующее квотами. И почему-то с аукциона продаются только 10% квот, а остальные, как можно предположить, продаются из-под полы. Кто станет утверждать, что 90% квот раздаются просто так. И кто бы стал тогда покупать, выставленные для продажи 10%. И стали бы чиновники МЭРТа добиваться увеличения квот на ввоз мяса, если бы не существовал реальный личный интерес. Пусть в детском саду рассказывают, что все работники ведомства господина Грефа сплошь альтруисты.
Естественно, что фирмы, занимающиеся ввозом мяса, стремятся увеличить свои доходы, и соответственно лоббируют увеличение квот. А чиновники из МЭРТа, как видим, и рады стараться услужить. Но не забыли ли они, что находятся на государственной службе, получают денежное содержание, и обязаны блюсти интересы государства, а не свои личные и интересы отдельных бизнесменов.
Судя по деятельности МЭРТа, похоже, ему дали не правильное название, которое заводит граждан в заблуждение, и поэтому было бы лучше переименовать данное министерство в МУдЭ, то есть министерство по удушению экономики. Хоть в этом мы достигнем ясности.
Виталий Глухов
12.10. 2005 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий