Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

вторник, 1 января 2013 г.

ИНФОРМЛИСТОК ПОЛИТОБЪЕДИНЕНИЯ «РАБОЧИЙ»

  Актуальный архив 1995 г.

О СИТУАЦИИ В РОССИИ
Продолжающийся экономический спад и падение жизненного уровня вынудили протестовать самые различные, в том числе самые инертные слои населения. На Урале в Перми в ноябре объявили забастовку учителя. В Челябинске забастовали медики. Насильственно захватили квартиры строители ТОО «Стекстрой» и МЖК завода им.Дзержинского (Пермь). Традиционно, но уже в одиночестве бастуют шахтеры в Челябинской области, 60 человек шахты «Шумихинская» Кизелугольбассейна, отдельные шахты Кузбасса. Наконец, впервые открыто объявили о забастовке оборонщики. 26 октября начали голодовку 80 рабочих мелкой серии «Уралмаша», то же самое сделали рабочие Челябинского тракторного, объявили забастовку 3000 работников оборонного предприятия в Кургане.
Одиночные выступления по типу «каждый сам за себя» либо частично удовлетворены (шахтеры, оборонщики), либо подавлены путем переговоров (учителя). Попытки «коммунистических» партий «помочь» к особому успеху не привели: оппозиционеров, как правило избегают – и в Челябинске, и в Свердловске, и в Ярославской области. Хотя «Известия» опасаются, что Кузбасс не сегодня – завтра может снова поменять знамена.
Запоздалые старания правительства смягчить ситуацию в оборонной промышленности имеют серьезные внешне-политические последствия и не решают проблемы в целом. Так, Черномырдин привез из Кувейта 50 млн. долл. и полностью их передал пермскому заводу им.Ленина под будущий заказ (5 января в Кувейте прошли испытания пермских зенитных комплексов). Для обороны Кувейта от бывших друзей СССР. Однако директор предприятия Булаев не собирается реконструировать завод, начинается сокращение штатов. 27 тысяч работников «Пермских моторов» ожидает 60%-е сокращение. Завод задолжал 200 млрд. руб. и распродает недвижимость. Авиадвигатель ПС-90 не удовлетворяет западным стандартам, заводы не производят обновления технологий, поэтому нет технологической дисциплины – рабочие не могут «довести» двигатель. В то же время главе Рособоронпрома Виктору Глухих поступили заявки на самолеты с пермскими двигателями от 20 стран, но правительство не спешит их удовлетворять.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) пока «кормит» все остальные отрасли. Его глава Ю.Шафраник попытался провести взаимозачеты хотя бы внутри ТЭК, чтобы устранить проблему неплатежей. Что вызвало реакцию со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), как и совещания по возможному согласованию цен между металлургической, транспортной, нефтяной и угольной отраслями. ЕБРР пригрозил прекратить кредитование. Шафранику заметили, что он «отклоняется от генеральной линии партии», взаимозачеты – это не рынок. Идея понизить цены на нефть для российских пользователей также вызвала давление со стороны ЕБРР. Решение проблемы неплатежей стало выгодным бизнесом, а на Шафраника было совершено покушение.
Под шумок в столице происходит тихий грабеж внизу. Контрольно-ревизионное управление (КРУ) «накрыло» главу Пермской областной администрации Б.Кузнецова, главу областного Законодательного Собрания Е.Сапиро и других с автомобильными махинациями. Пермская область отличается от других уральских областей достаточными запасами нефти, газа, алмазов, т.е. поставщик сырья. Недавно в Свердловске состоялось собрание глав Собраний Курганской, Свердловской, Челябинской, Оренбургской и Пермской областей под председательством Е.Сапиро. КРУ оставило его в покое, как и Б.Кузнецова. Сапиро отбыл на Гавайи вместе со своим зятем, главой Пермской товарно-фондовой биржи Кузяевым, чтобы затем вместе провести месяц в США.
Затяжной экономический спад не может не давать результатов. Экономическая политика продолжилась военными методами. Появился повод для увеличения налогового бремени, «железных» зарплат и нормирования потребления. Складывается ситуация, которая была очевидна уже в 1992 году, когда «по старым марксовым схемам» прогнозировалось подавление Верховного Совета РФ.
Совершена победа «не прикрытой фразами силы над силой фразы». «В парламенте нация возводила… закон господствующего класса в свою всеобщую волю. Перед лицом исполнительной власти она отрекается от всякой собственной воли и подчиняется велению чужой воли, авторитету… деспотизму одного индивида, и, причем авторитету индивида, не имеющего никакого авторитета…» После разрушения парламента революция «доводит до совершенства исполнительную власть… изолирует ее…, чтобы сконцентрировать против нее все свои силы разрушения…»
Далее, когда нация доверит ружью и мундиру «освобождение общества от забот самоуправления», прогнозировалась возможность перевода войны междоусобной в войну против своих правительств. На роль очередного Гамсахурдиа определяли Хасбулатова.
Что происходит? В конце 1991 года обостряется обстановка в Чечне в начале 1995-го уже взят российскими войсками президентский дворец, в то время как президент Джохар Дудаев находится в «надежном месте», а Хасбулатов в Анкаре просит помощи для Чечни. Казалось бы, Ельцин поступает с ее суверенитетом точно так же, как Горбачев – с суверенитетом прибалтов, оправдывая пророчества 1991 года, что он – как и Горбачев – покатится по наклонной национальной плоскости.
Вместо спецвойск на борьбу с квалифицированными боевиками отправляют новичков из сельской местности. Радио «Свобода» передает, что посылают, в основном, с Урала. Однако, например, заместитель военного комиссара Пермской области полковник В.Логачев заявил, что из всех направленных в Чечню пермяков убито 10, ранено 16 (по газетам – 22) и 1 человек в плену (Черемных). Данные явно занижены. «Свобода» сообщила о 5000 погибших россиян (на 20 января), из Думы пришли сведения о 4000, официальная цифра – 398 человек.
Возвращающиеся в Пермь журналисты рассказывают о бойкой торговле оружием (наиболее выгодный бизнес сегодня, особо близ Японии, где запрещено ношение личного оружия). Чеченцы получают от русских офицеров подробные сведения о передвижениях российских войск и расстреливают отступающих с вертолетов. По словам некоторых офицеров можно было бы подавить сопротивление за один день даже теми силами, которые есть в наличии, однако на их удивление этого не происходит.
Из некоторых источников стало известно о так называемой «договорной войне»: российские офицеры получают деньги от чеченской мафии и расстреливают кварталы простых чеченцев, оставляя виллы богачей в покое.
Ельцин обещал «покончить» с Чечней к 8 января. Как водится, этого не произошло. «Российские вести» и «Красная звезда» уверяют в «блицкриге». Один из офицеров сообщил 20 января, что «покончат со дня на день, практически действия завершены» (и действительно, в Перми формируются отряды милиции для наведения порядка в занятых районах). Однако просьбу опубликовать его мнение вместе с фамилией офицер не счел нужным удовлетворить.
Естественно, что одна из причин войны – интернациональные притязания концернов, фирм и т.п. на грозненский нефтяной район. Но в чем причина ее затягивания? Опыт II мировой войны показал (Будапешт), что танки в городе не нужны. Грачев по телевидению клянется, что ни один танк не будет в Грозном. На следующий день телевидение показывает только что подбитые танки. Возможно, что не так удобно быстро определить направление течения нефти, как и в случае с Тимано-Печорским нефтяным бассейном? Во всяком случае, сделан промежуточный ход: Козырев договорился о применении сил ООН.
У Чечни общая граница с Азербайджаном, откуда постоянно идет подпитка боевиками и техникой. Взятие дворца ничего не решает, в условиях современной войны руководство может находиться и на самолете, дозаправляемом в воздухе. Так что скорое окончание событий не предвидится, хотя, скорее всего, «суверенитет» будет подавлен. Но дело не закончится: на подходе Ингушетия, Карачаево-Черкесия, словом, все Закавказье, тлеющий очаг. Его не погасит любой исход: причина сохраняется.
Европа и российская оппозиция возмущены нарушением прав человека в Чечне. Какие права, война идет. Европа уже хотела применить санкции, но посчитала, что это внутреннее дело России.
Патриотическую нишу заполняют, поддерживая в этой бойне Ельцина, Невзоров, Бабурин, Жириновский. Аргументы просты: отрезанные головы русских солдат, изуродованные боевиками трупы. Как Ельцин подготовил для КПРФ роль козла отпущения, поставив ее функционера министром юстиции, так Дума определила Жириновского в кабинет министерства обороны после его фразы: «Я вас научу, как надо воевать с Чечней!»
Гуманная КПРФ считает необходимым прекращение боевых действий. Но что дальше, как быть с Чечней? Поддерживают ли «коммунисты» право нации на самоопределение? «Да, - отвечает пермский депутат ГосДумы Зеленин, - поддерживают самоопределение, но … в составе России». «Нужно прекратить бойню, - возражает «засланная» в Москву Международная Лига трудящихся (П.Слуцкий), - Дудаев, безусловно, нехороший, но разбираться с ним может только сам чеченский народ». Позицию МЛТ (право на самоопределение) поддерживает пермский комсомол. Более последовательная троцкистская (как и МЛТ) «Рабочая демократия» (С.Биец) противопоставляет государственному патриотизму КПРФ пролетарский интернационализм, т.е. единство рабочих – единству буржуазии…
Демократические партии, во главе с Гайдаром, чувствуя близкий крах Ельцина, дружно осуждают введение войск в Чечню и обвиняют Ельцина в провокации. При всеобщем спаде трудно не быть в оппозиции, и предлог найден. Но довольно нелепо «пропустить» давление на русских в Прибалтике, Приднестровье, поддерживать Шеварднадзе против Абхазии и т.д., а затем начать защищать Чечню. Рабочие поняли: демократы еще раз нацелились на кресла и зарабатывают на бойне политический капитал.
Однако мнения или «позиции» политгрупп ничего не меняют (как, например, митинг ДемСоюза в 1989 году в Перми, посвященный памяти жертв Тбилиси). Слова о единстве рабочих по форме верные, но пустые. Чтобы за ними шли какие-то действия, нужно, в частности, чтобы русские рабочие поставили вопрос о суверенитете Чечни, и одновременно чеченские рабочие – вопрос о выходе рабочих проблем за пределы Чечни (полемика Ленина и Люксембург о Польше). Но сегодня не только об одновременности не приходится говорить. До сих пор у трудовых коллективов даже внутри одного города (одного завода!) нет практики совместных действий. Есть одиночные забастовки, но единые интересы, скажем, уральских и чеченских рабочих еще не проявлены.
С другой стороны, нет и тех сил, которые развернули войну против правительств Дудаева и Ельцина, ни со стороны безоружных рабочих, ни со стороны оппозиции. Тем более, что при малейшей угрозе Ельцин цепляется за вывеску ООН, а банковский капитал он устраивает. Собрание директоров Пермской области (свыше 100 чел.) большинством голосов постановило прекратить поставки вооружений для боевых действий. Но оборонка и так простаивает, вооружений достаточно, торговлю оружием не остановить, а смещать Ельцина «слева» некому: даже КПРФ заявила, что прийти к власти сейчас – для нее смерть.
Так что демократические партии, кажется, поторопились: слухи о политической смерти Ельцина сильно преувеличены.
Более того. Многие рабочие высказываются в адрес Ельцина за то, что развязал войну, и считают, что нужно оставить Чечню в покое. Довольно быстро пришло понимание того, что нет реальных интересов, чтобы желать отправки на бойню русских подростков. Под «родиной» и «порядком» правительства имеют в виду лишь собственные интересы – ведь русским рабочим ничего не принадлежит не только в Чечне, но и в России, как и простым чеченцам – в Чечне. Однако трудно думать, что после нагнетания демократами убогости России перед лицом Запада и опасности русской патриотической коричневой чумы достаточное количество русских рабочих не пожелает установить порядок в Чечне. Демпартии, выступая против войны, лишь подливают масла в огонь: они утратили доверие, любой их призыв вызывает обратную реакцию. Например, если листовки «коммунистов» против американо-российских боевых учений в Оренбуржье не вызвали еще отклика рабочих пермской «Велты», то митинг по поводу Чечни в Свердловске прошел под общим настроем: «Подавить!»
Неясно, против какого общего врага задумывались учения (радостно воспринятые демпартиями), но ясно, что на короткий период Ельцину война на руку. Когда привозимых гробов будет побольше и возникнет озлобление, можно считать, что очередные выборы Ельцин выиграл. Лишь когда Закавказье станет «тлеющим очагом», можно будет говорить о сочетании войны против войны и войны против разрухи, о «переводе войны национальной в гражданскую». Но пока единственной реальностью остается детальный разбор положения российской армии: какие интересы она защищает? Кому внутри армии выгодно использование ее не по назначению?
Пермь, 24.1.95
В обсуждении приняли участие Белорецкая, Верещагинская, Челябинская, Свердловская, пермская секции ОПО «Рабочий».
Оформил Б.Ихлов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий