Поиск по этому блогу

Powered By Blogger

суббота, 15 декабря 2012 г.

НАУКА В СВЕТЕ СВЕТА

В одном из июньских номеров пермского «Нового компаньона» напечатали статью Ольги Дерягиной на модную тему Сколково.

«Во время Уральской международной выставки и Форума промышленности и инноваций «Иннопром 2010» (Екатеринбург, 15 19 июля) состоялся… разговор о будущем иннограда «Сколково». Участники дискуссии разделились на два лагеря: энтузиасты уверяли присутствующих, что Сколково непременно станет инновационным городом по образцу и подобию Силиконовой долины в США, а скептики привели массу доводов, почему эта идея — мертворожденная и что вместо американского клона надо создавать в регионах России «инновационные колхозы».

Вести дискуссию… было доверено президенту группы компаний «Ренова — Строй Групп» Вениамину Голубицкому… ведь президентом фонда «Сколково» является глава «Реновы» Виктор Вексельберг… заявлявший, что в этом проекте он будет опираться на свои компании.
Голубицкий с ходу придал разговору государственную значимость, напомнив о «словах, сказанных на эту тему руководителями страны». Но наряду с политическим запросом, отметил девелопер, есть и градостроительный аспект.
«Возможности застройки в существующих городах сжаты, создать там комфортную среду нереально. Будущее — за проектами комплексной застройки… Главное это не офисное помещение, не дороги, машины, зарплаты и т. д. Главное — это контакты, сообщество», — одну за другой озвучил истины Голубицкий.
Голубицкий сделал небольшое рекламное отступление, назвав микрорайон Академический в Екатеринбурге «успешным примером реализации проекта комплексного развития территорий». «9 млн кв. м жилья, 4 млн кв. м коммерческой недвижимости, 300-350 тыс. жителей», — перечислил достоинства своего детища девелопер, после чего предложил другим участникам дискуссии обсудить, что должно составлять сущность нового градостроительства с учетом российской специфики.

Включившийся в беседу член правления, директор по развитию и коммуникациям Российской венчурной компании Евгений Кузнецов в числе обязательных элементов инновационного города назвал три: другая идеология жизни, другая среда, другое законодательное пространство. Это трижды «другое» призвано отрезать Сколково от остальной страны. Превратить его в Мекку для одаренных людей и капиталистов, которые без труда смогут найти здесь друг друга. Создать такие условия в уже существующих российских городах Кузнецов считает невозможным. Москва… «слишком большая». Не подходят… Томск и Новосибирск: в них на высоком уровне технологии, но плохо развита финансовая система. В общем, ничего лучше Подмосковья для инновационного прорыва в стране не нашлось, заключил топ-менеджер РВК.

У этой встречи были все шансы стать PR-акцией Сколково, если бы не участие в ней гендиректора Центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса» Сергея Хапрова. Подозрения, что в компанию апологетов кремлевского проекта закрался «иной», появились еще в момент рассаживания участников дискуссии в президиуме. Летние светлые брюки и гавайская рубаха просто криком кричали на фоне серых костюмов и галстуков: «Я не такой, как они!» Внешность не обманула, интуиция не подвела.
«Сколково — это такая же инновация, как покупка завода Fiat в 1960-е годы, — сразу же обозначил свое отношение к новому национальному проекту Хапров. — Моя профессия не позволяет мне называть это инновацией, после того как 50 лет назад была создана Силиконовая долина».
Дизайнер предложил рассмотреть город без привязки к земле. «Останется только сеть связей. Чем больше город, тем больше связей. Россия абстрактно — это Москва в центре, и все остальные связаны через нее. Так выглядит Париж, так — Нью-Йорк, — «листал» презентационные картинки докладчик. — Любая социальная сеть, нейронная сеть построены так же. По сути, Силиконовая долина, Сколково — это большой мозг. Мозгу нужна земля? Нет! Он не требует землеотводов, согласований с мэрами и губернаторами. Единственное, что ему требуется, это креативное напряжение»…
«Инновационный город — это киберпространство, — подытожил Сергей Хапров. — Боюсь, что к тому моменту, как будут построены некоторые здания Сколково, инновации начнут появляться в Facebook. Если у вас этот город не удастся, все ваши социальные обязательства будут заключаться в том, чтобы выдернуть вилку из розетки».
На последних словах дизайнера в зале звенело от тишины. Через мгновение начали раздаваться шепотки: «Молодец чувак!», «Наконец кто-то сказал вслух то, о чем все думают».»
И т.д., и т.п., бессмысленно приводить всю бессмысленную болтовню.

««Вы путаете причинно-следственную связь, — заявил Карми Елберт, CEO компании Elexp. — Можно построить любой дом, но если вы не умеете думать, руководить инновацией, ничего у вас не получится. Разруха в умах, и с ней надо бороться, а потом строить хоромы. Израильский хайтек развивался без хором, только когда фирмы выросли и начали зарабатывать, они стали покупать и арендовать для себя здания, которые им нравятся».

Секрет успешности инновационного предпринимательства в Израиле, который называют «средиземноморской Силиконовой долиной»… заключается в том, что условия для думающих людей создаются на всей территории страны, между городами не делают разницы.
Порядка 90% жителей Кфар-Саба работают в области высоких технологий, привел пример вице-мэр этого города Боаз Оснис. Умы стекаются в это местечко потому, что образование, детские сады и школы там находятся на самом высоком уровне, который обеспечивается муниципальными властями, поведал Оснис.
«В Израиле профессия программиста — это престижно, это индустрия, это КБ. В России престижными являются финансы и менеджмент», — указал на разницу израильтянин.
Боаз Оснис высказал серьезное опасение, что проект Сколково постигнет та же судьба, что и многие другие начинания в России.
«Чтобы все это не превратилось в ситуацию, когда купили, включили — не работает, как часто происходит в России, предлагаю создать для начала «инновационный колхоз», — подкинул идею израильский чиновник. — Для этого лучше всего подходят регионы. В центре такого «колхоза» должна быть школа и небольшой исследовательский центр. Получилось — пошли дальше».
Евреи уже даже придумали название инновационным проектам, которые могут рождаться в регионах России. «Будущее не за Сколково, а за Осколковыми!» — твердили они, не скрывая при этом, что Россия интересна им как поставщик идей. Они убеждены — по закоулкам нашей необъятной родины кишмя кишит одаренный люд, который недооценен в собственном государстве. И пока это государство осваивает миллиардные бюджеты под видом очередной национальной идеи, израильтяне по дешевке скупают ноу-хау у технарей из российской глубинки. В общем — делают то, что знают, как делать.»

Позиция изральтян много более прагматична в сравнении со светским трепом безмозглых торгашей, дизайнеров и прочей швали. Почитаем, что в этом плане пишет сайт «Bad News»
«Прочитал я материалец о том, как Комитет ГосДумы по промышленности провел «круглый стол» на тему промышленной политики. И офигел. Какой еще, в задницу, "когнитивный центр", какие к чертям "технопарки"! Это всё - пустопорожний бред псевдоученых звездоболов.

Реальность совершенно другая. Вы посмотрите - только что президентом Медведевым вручались госпремии. Ну, и кому их вручили? Несколько ученых из академии наук - причем реально сделавших малонужную на практике хреноту, музыкант, поэт и тому подобная тусня. Ни одного конструктора, ни одного производственника.
О чем это говорит? Да о том, что Медведу никакое производство не нужно, он юрист, он просто не понимает, что это такое и какое отношение "ученые" из РАН имеют к реальным технологиям.

Вот люди из последних сил выбиваются, доводят лучший в мире ЗРК С-400 - кто из них получил награду? Вот они много лет бьются над дальнобойной ракетой 40Н6 - она, наконец, успешно летает - и где госпремия? Где спасибо от Родины? С каким чувством они после этого делают С-500 "Властелин" - неужели никого не волнует?

И такое - везде, куда ни плюнь. Те, кто сделал что-то реальное - нахрен не нужны. А потом удивляются, отчего ТАЗ делает одни и те же «Жигули» 40 лет подряд, и почему ШНиву рисовали последовательно три главных дизайнера - восемь лет рисовали, между прочим, увольнялись нахрен, потом следующего ставили рисовать, тот тоже увольнялся - и на выходе закономерно получили унылое дерьмо, да и его толкнули скорее ублюдкам из GM, чтобы не мешало продолжать клепать квадратного уродца родом из 1976 года (причем дазайн которого умельцы ТАЗа даже тогда не разработали сами, а стырили из Ижевска, вместе с конструкцией).
Да там уже никого и не осталось из творцов, при таком отношении. И сейчас ничего в отношении не поменялось - поэтому трендеть про "когнитивный центр" и "технопарки" можно сколько угодно, ничего не произойдет.

Видите ли - государство умыло руки от всего. В том числе и от создания новой техники. Оно почему-то решило, что новая техника появится сама, стоит только вынуть из кармана пачку бабла и ей потрясти в воздухе. И даже без бабла появится – ее, типа, "волшебная рука рынка" создаст.

А оказалось - хрен вам. "Волшебная рука рынка" научилась только разливать водку и клепать сигареты - на самых современных импортных линиях, кстати. Научилась она строить гигантские ангары-универмаги, чтобы веселее было толкать китайские промтовары, испанские помидоры и накрученную из аргентинского мяса колбасу. Ну и, конечно, "волшебная рука рынка" научилась качать и продавать за границу сырьё - от нефти и газа до леса и металла.
Что-либо посложнее "рукой рынка" делать не получается, хоть плачь. Между прочим - не только у нас не получается, в той же США "рука рынка" не смогла создать даже в военной области многое из того, что было нужно стране, а то, что все-таки со скрипом создало - имеет такой ценник, что теряется сам смысл его использования.

Так вот сидят собранные Госдумой звездоболы, и обсуждают - какой бы эдакий закон придумать, чтобы инновации сразу попёрли в рост, чтобы во всяких Сколковых русские гении начали придумывать не как бабло попилить и как легелайз наркоты просунуть - а как сделать в России современные автомобили, электронику, новые ракеты и вообще изменить жизнь от подернутой ржавчиной сырьевой унылости к техническому развитию. Считают, у кого насколько упал ВВП от кризиса (причем смотрят на американский ВВП - который давно превратился в фикцию, надутую бумагой цифру).

Все это выглядит по меньшей мере смешно. Столь же смешно, как суета с "нанотехнологиями", в которую пытались всунуть и микроэлектронику позапрошлого поколения, и даже "асфальт с наночастицами" для дорог.
Прогресс всегда идет от реальной потребности. Нужны были создателям водородной бомбы новые диоды и транзисторы, которые бы выдерживали адский поток радиации - вот их и создали, наморщили ученый мозг. Потому что была нужна сама водородная бомба, и за ее несоздание спросили бы по самому большому счету.

Чтобы было понятно, как это делалось - реальная история:
Во время войны Сталин поручил министру геологии Байбакову открытие новых нефтяных месторождений в довольно короткий срок. Когда Байбаков возразил, что это невозможно, Сталин ответил: «Будет нефть — будет Байбаков, не будет нефти — не будет Байбакова.»
Вскоре были открыты новые месторождения в Татарии и Башкирии.

Вот так. Но работать при таких ставках никто из нынешних руководителей и ученых, понятное дело, не хочет. Потому что тогда вся бездарная шушера, рассевшаяся в креслах РАН и министерств, оказывается в заложниках у настоящих творцов техники и науки. Как министр Байбаков оказался в заложниках у настоящих талантливых геологов - вот напрягутся они, найдут новое, и будет Байбаков министром и дальше.

Понимаете, в чем тут прикол? Можно украсть результаты чужой мысли - и на этом сесть в руководящее кресло, но нельзя сделать так, чтобы те, у кого ты украл, продолжали за тебя думать. То есть с ними придется как-то договариваться, и условия будут выдвигать они, а не вы - ибо их мозги всегда с ними останутся, а ваше кресло с вами - будет ровно до очередного кадрового решения вышестоящего руководства. Которое, если не договориться, последует достаточно быстро - и они, проклятые гении, об этом догадываются.
Вот поэтому-то весь этот бред про "инновации" так бредом и останется, пока сидящих в креслах "управленцев" не начнут сажать за невыполнение заданий государства.

А как можно сажать за невыполнение заданий, если предприятия - частные, и конструкторы там тоже частные? Если ученые сидят как бы и в РАН, но на частных грантах?
Путин приходит в пока еще государственную РАН и задает вопросы - где результаты? Деньги мы вам давали - где продукт? А в ответ - шамканье, что мол денег давали мало, да и продукт есть, ну да, дерьмо продукт – ну, так он же есть??

Население, знаете ли, "разработка общей теории всего" волнует слабо - ему результат подавай. Не можешь дать результат - иди землю копай, а руководит пусть тот, кто может.
Так вот именно этого в нынешней России и нет. В 99,9999% руководящих кресел сидят не просто бездари - а бездари, которые привыкли ощущать себя повелителями всего. Бездари, которые не умеют и не хотят учиться договариваться с производителями. Они придумают любые отговорки и любое Сколково, лишь бы тянуть время и ничего не менять.»

Вот так. Прекрасные слова о «нанотехнологиях» хотелось бы дополнить.
Нанотехнологии – это когда нет термодинамики, понятие температуры перестает работать. Это немногим более сотни частиц. И всё! Так что крики о нанотехнологиях в ночном горшке и т.п. – полная лажа.
Пример нанотехнологии – присаживание одного атома к другому и так далее, до образования, например, кристалла. В отличие от выращивания сверхпрочных «усов» (без дислокаций, дисклинаций и пр.) процесс существенно неравновесный – нет термостата, не с чем приходить в равновесие, да и само понятие равновесия отсутствует, т.к. температуры нет. Поэтому образуется кристалл не только сверхпрочный, но и обладающий всяким грандиозными свойствами.

Любопытно, как вообще могла возникнуть у президента мысль о создании в сегодняшней России Силиконовой долины. Это загадка века! Еще большая загадка – как человека, которому в голову могла прийти такая чушь, избрали президентом.
«В науке, - с немецкой грубостью втолковывал Маркс, - нет ничего, кроме ее практического применения.» Уже в СССР высокие технологии забежали вперед производства. В СССР были лучшие программисты мира, новосибирский Ершов и пр., но отечественные компьютеры не дотягивали до современного уровня, отставание – 10-15 лет. То же самое наблюдалось в других областях промышленности. С одной стороны – кризис перепроизводства физиков, химиков, биологов, с другой – старые станки, рабочие после ПТУ и начальство, занявшее место не по уму, а по блату.

Сегодня ситуация усугубилась стократ. Если на кузнеца ранее надо было учиться годами, теперь – три месяца. Сравнивать начальство брежневского типа с теперешним проворовавшимся начальством – все равно, что хрен с пальцем. Яйцеголовые, сохранившиеся со времен СССР, воспитывают школьников, занимающих первые места на международных олимпиадах. А те уезжают за рубеж. Им некуда приложить свои таланты. Рабочих литейных цехов увольняют, цеха закрывают, зарплата на заводах не индексируется, планируются всё новые и новые сокращения. Что это означает? Что если даже в случае создания какой-то шараги, где напрессовано научников, результатами ее работы воспользуются только США. Потому-то израильтяне и озабочены…

Борис Ихлов, Пермь, 26.8.2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий