-
Для советских интеллигентов хрестоматийной была статья В.И. Ленина «Памяти Герцена», которую они, в сущности, не понимали и снисходительно конспектировали. Действительно, Ленин пишет о том, что дворянские революционеры-«декабристы» были «страшно далеки от народа». Они «разбудили Герцена» – тот «ударил в «Колокол» и вызвал к жизни разночинный этап освободительного движения, затем созрел пролетарский этап революционного движения и вот теперь советские студенты сидят на лекции по истории КПСС и слушают эту тягимотину. Почему тягимотину? Да потому что все в прошлом. Ну и что из того, что писал поэт «Есть в наших днях такая точность, что мальчики иных веков, возможно, будут плакать ночью о времени большевиков». Писал-то он в том смысле, что машины времени нет, и ничто не вернется, и что нынешние советские мальчики вряд ли увидят воочию буржуя и помещика на своей земле. Завоевания социализма надежно защищены, а значит, доведется увидеть только забавных интуристов в коротких клетчатых штанах.
Но в 1991 году колесо истории закрутилось вспять и «крот истории», рывший прежде во времена Маркса вслепую, высунул свою мордочку для рекогнисцировки и был ослеплен золотым блеском караоке-капитализма, бизнеса в стиле фанк. Получилось, что вместо ослепительного счастья и радости потребления на рынке («потреблятства») история освободительного движения идет по второму кругу и заставляет потребляющие массы повторять пройденное нашими аристократическими, разночинными и пролетарскими предками. Новые декабристы – футбольные фанаты вышли на Манежную площадь в конце нулевых годов.
В. Познер в воскресной передаче оговорился, назвав болельщиков «большевиками». Вопрос и в самом деле в этой нефрейдистской оговорке поднимается правильный – когда декабрьские дети Ельцина, рожденные в «новой демократической» России, все десятилетие пившие в спортивных барах пиво и молчавшие по всем социальным проблемам, подобно приложившему палец к губам Аршавину, станут большевиками? В становящемся социалистическом обществе и в коммунистическом движении обычно возникает феномен, образно названный Лениным «Детская болезнь левизны в коммунизме». Гошисты Запада в 60 годы изо всех сил пытались использовать левизну как сильнодействующее лекарство против «старческой болезни коммунизма». Не получилось – реальный коммунизм разрушили правые интеллигенты. В капитализме также есть детская болезнь втянутых в него масс – это болезнь правизны, болезнь соглашательства, болезнь очарования либерализмом. Но она быстро проходит – в России это прошло за 18 лет, за возраст тех, кто родился при капитализме. Восстание детей – интифада русских детей, представителей репрессированного национального большинства, приведет к их быстрой эволюции. Возможно, это восставшее меньшинство – капля в море: 5-7 тысяч на 15 миллионную Москву, где в результате тягостной лужковщины осталось около трети этнически русских, то есть тяготеющих к социальной справедливости, к мессианству. Но из искры возгорится пламя!
воскресенье, 20 февраля 2011 г.
От декабристов до большевиков – памяти Ленина
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий